Завадовский П.В.
Аркачеев А.А.
Мордвинов. Н.С.
Лопухин. П.В.
Государственный совет при Императоре Александре I.
Первого января 1810 года последовало торжественное открытие государственного совета. По замечанию барона Корфа, еще никакое учреждение в России не открывалось так торжественно. Лица, назначенные быть членами государственного совета, «31 декабря 1809 года вечером получили повестки собраться на другой день утром, в половине девятого, в одну из зал Шепелевского дворца. К 9 часам прибыл в совет Государь... Он с председательского кресла произнес речь исполненную чувства, достоинства и таких идей, которых никогда еще Россия не слышала с престола. Потом новый государственный секретарь прочитал манифест об образовании совета, самое положение о нем, список председателей департаментов, членов о чинов канцелярии и расписание дней заседаний. Для большей части присутствовавших тут все это было совершенно ново по содержанию, еще более ново по духу. Наконец, Государь вручил председателю проект гражданского уложения и план финансов для внесения в департамент совета по принадлежности. В заключение члены подписали присягу, для которой дана была особая, совершенно отличная от обыкновенной, форма».
Что касается организации государственного совета, то он явился установлением коллегиальным, в состав которого вошли четыре департамента: 1) законов, 2) дел военных, 3) дел гражданских и духовных и 4) государственной экономии[3]. В сферу компетенции государственного совета, по учреждению 1810 года, входили дела законодательные, высшие исполнительные и отчасти судебные.
С открытием Государственного совета Пётр Васильевич начал председательствовать в департаменте законов. Однако бывать в Государственном совете ему было «жалко и тошно», так как граф видел шаткость внутренней политики Александра I. «На широком театре играет легкомыслие» - сокрушался он. Завадовский был рад поддержать продуманные преобразования, но не мог не осуждать поспешности, с которой осуществлялась ломка старого. Деятельность Совета была высмеяна И.А. Крыловым в басне «Квартет». Четыре персонажа басни имели своих прототипов в руководстве четырёх отделов Департамента. Завадовский ассоциировался у Крылова с ослом, в силу приверженности своим убеждениям. Остальные герои басни: медведь - граф Аркачеев, мартышка- Мордвинов, козёл -Лопухин. Несмотря на бесплодность труда в Совете, Завадовский оставался там ещё два года, вплоть до своей смерти.
Квартет.
Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки -
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
"Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!"
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
"Постойте ж, я сыскал секрет, -
Кричит Осел, - мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем".
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
"Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!" -
"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей. -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь".
Историк М. Корф писал: «Известно, что продолжительным прениям о том, как их рассадить, и даже нескольким последовавшим пересадкам мы обязаны остроумною баснью Крылова «Квартет».