Пребывание русских войск в Галиции во времена Петра I

Jun 02, 2011 08:05

     К сожалению, мало кто из современных русских знает о том, что при Петре Великом русские войска, да и сам царь Пётр побывали и на самой западной окраине русских земель - в Галиции и столице восточной её части в древнем русском городе Львове, что у Львова был русский комендант задолго до 1914года.
     Пётр, за тот недолгий отрезок времени что он пробыл во Львове, успел сделать и важные для местного русского населения дела - предоставить львовскому братству и его типографии право беспошлинно распространять в Российской империи свои издания и пожертвовал на нужды типографии немалую сумму золотом, о чем современные свидомые вспоминать не любят.
Данные события являются одним из эпизодов Северной войны, также известные как "жолкевское сидение", по названию города Жовква, в советские времена носившего имя Нестеров.

Основная часть заметки - собранные воедино фрагменты из книги А.А. Керсновcкого "История Русской армии", касающиеся пребывания русских войск в Галиции во времена Петра I.
Саму книгу можно при желании целиком прочитать вот здесь:
http://militera.lib.ru/h/kersnovsky1/index.html

Шведский король, дав своим войскам отдохнуть на Волыни, двинулся оттуда не на восток - в Россию, а на запад - в Саксонию, осознав наконец (на шестом году войны) важность занятия этой страны - единственного источника Августа II к ведению войны.

Фрауштадтский погром явился для Саксонии тем же, что Нарва для России. Август II бежал в Краков, бросив свою страну - как незадолго перед этим бежал из Гродны, покинув вверенную ему Петром русскую армию.
Карл XII, выступив из Волыни, прошел всю Польшу и, соединившись с Рейншильдом, покорил без труда в течение августа месяца всю Саксонию.

Шведский король расположил свою сильно утомленную армию на Эльбе, у Альтранштадта, оставив у Калиша корпус Марденфельда (7000 шведов и 20000 поляков партии Лещинского) - наблюдать за остатками войск Августа (15000 саксонцев, русских и поляков, достаточно деморализованных, чтоб считаться сколько-нибудь серьезным противником).
Курфюрст саксонский, король польский окончательно пал духом. Открыв переговоры о заключении мира (тайком от русских), Август должен был принять все условия Карла XII, отказаться от союза с Россией и от польской короны в пользу Лещинского. Мир был подписан в Альтранштадте в палатке победителя 24-го сентября - и Август тщательно скрыл его от своего союзника - русского Царя.
Следом за шведской армией из Киева, через Волынь и Малопольшу шла конная армия Меньшикова в составе 40 000 пик и сабель (20 000 драгун - вся конница Киевской русской армии - и 20 000 малороссийских казаков).
Подойдя к Калишу, Меньшиков решил атаковать своими драгунами корпус Марденфельда и потребовал участия в бою войск Августа II, который волей-неволей поставлен был в необходимость принять участие, правда, совершенно пассивное, в сражении.
Честь победы при Калише 18-го октября 1706 года принадлежит исключительно русским. Марденфельд со шведами сдался, его польские союзники были рассеяны… Других войск у короля Лещинского не было, и калишское сражение, - Фрауштадт с переменившимися ролями, - отдавало снова всю Польшу в руки союзников. Калишский бой знаменит тем, что в нем с русской стороны не действовало ни одного пехотинца. Это чисто кавалерийская драгунская победа. У Меньшикова было 17000 драгун, у противника 27000 человек, из коих 1000 убито, 4000, во главе с Марденфельдом, взято в плен, остальные рассеяны. Наш урон - 400 человек, в 13 раз меньше.
Счастье улыбалось Августу, но саксонский курфюрст боялся им воспользоваться. Страшась гнева шведского короля, он отправился в Саксонию уговорить Карла XII не расторгать договора, а Меньшикова отослал на зимние квартиры в глубь Галиции.

На военном совете в Жолкиеве (квартиры Меньшикова) был выработан план действий, вполне согласный с обстановкой. Во исполнение его главные силы нашей армии весной 1707 года перешли из киевского района в район Вильна - Минск, причем непроходимое Полесье огибалось маршами к Висле, а оттуда к Неману (движение совершалось по неприятельской стране, но Карл XII был далеко, а Лещинский бессилен). Оборона Киева поручалась Мазепе с казаками.
Таким образом, на севере Полесья Петр решил вести упорную активную оборону границ, а на юге пассивную, возлагая эту последнюю задачу на малороссийскую милицию, особенно пригодную для защиты своего родного очага.
В конце мая 1711 года русская армия подошла к Днестру. Авангард Шереметева дошел до Прута, где соединился с Кантемиром. Обозы с продовольствием для армии, шедшие из Киева, были перехвачены в Подолии татарами. Положение становилось серьезным.
Перейдя Днестр у Сорок, Петр 20-го июня созвал военный совет, на котором было решено двинуться вперед. Только генерал Галард заметил, что русская армия находится в том же положении, в котором был Карл XII, вступая в Малороссию.
Испытывая большие затруднения от недостатка припасов, преодолевая сильный зной, русская армия вступила в Бессарабию. Надеясь на союзников, поляков и валахов, Петр смело шел вперед. Однако польская армия и корпус Долгорукого, дойдя до молдавской границы, остановились в Буковине и заняли выжидательную позицию - Бранкован же просто передался туркам.

поляки, Галиция, Львов, Малороссия

Previous post Next post
Up