Dec 08, 2011 09:00
P1040996 Русский лемко Семен Карпяк рассказывает о детстве на Лемковине, переезде во Львов в 1935, гуралях; о русских и украинских газетах во Львове, Антоне Гулле и Романе Ваврике
Родился в 1920 году в селе Климковка. В сельской школе было всего 4 класса. После окончания сельской школы отец привез его в Горлицы, там была 7-летняя школа и русская бурса, в этой школе он отучился еще 3 года, закончив 7 классов. В той же бурсе в Горлицах, что жил Карпяк, раньше жил и святой Максим Горлицкий (Сандович). Окончив школу и сдав экзамены, в гимназию Семён принят не был - поляки чинили препятствия русинам в плане получения образования. Настоятель Горлицкой русской бурсы Максимович сам преподавал в местной гимназии, но не мог помочь поступить в нее ни Карпяку, ни другим русским бурсакам. Из-за этого отец поехал с ним во Львов - там поступить в гимназию русину было проще. Так с 1935 года Семён оказался во Львове.
Во Львове Карпяку пришлось сдавать всего один экзамен, т. к. экзамены им были уже сданы в Горлицах. Этот предмет был - история Польши. Его пришлось сдавать повторно - в Горлицах он его уже сдавал. Во Львове экзамен по истории Польши у него принимал еврей. На экзамене попался вопрос: "Что сделал Казимир Великий?" ответ был "Он сделал то же самое, что что Петр Великий для России". Дополнительный вопрос был: "А что еще он сделал?" - ответ: "Призвал евреев для развития торговли". "О, все, вы приняты"
Это была купеческая гимназия.
В то время на Лемковине все называли себя лемками считая себя этнографической группой русского народа и признавая себя русскими по национальности. Кроме лемков в Карпатах живут следующие этнографические группы начиная с востока: буковинцы, гуцулы, бойки, лемки и наконец польские гурали. Отношения у лемков с гуралями были нормальные, вражды не было. Гурали с лемками понимали друг друга с трудом. Лемки понимали гуралей лучше, т. к. лемки знали польский язык, а гурали лемковский диалект нет. Одежда у гуралей и лемков была разная. Гурали, как и гуцулы, тоже ходили с топориками, а лемки с топорами не ходили. Гурали имели шляпы с пером, а лемки носили шляпы с букетиком.
В 20-х годах в отношениях между галичанами русских и украинских взглядов не было озлобления, а потом уже в 30 они между собой мало контактировали.
Украинская газета "Дiло" была националистической, русская газета "Русский голос" была патриотической направленности, а "Земля i воля" - социалистической. Была еще газета "Сельроб" она также социалистической направленности, ее редактором был Кузьма Пелехатый. Кузьма Пелехатый позже, уже при СССР был председателем облисполкома и депутатом Верховного Совета СССР. Он предлагал делать колхозы на помещичьих землях, которых в Галиции было много, чтобы люди увидели что это выгодно и они сами пошли в колхозы. Но это не понравилось. Он оказался в кремлевской больнице, откуда живым не вышел. Общественность хотела сделать ему памятник, но власти памятник не разрешили, только барельеф.
Пелехатый похоронен недалеко от Ярослава Галана. Трещина на могиле Галана - дело рук националистов.
Антон Гулла - сеньор Ставропигии и председатель Талергофского комитета на Бляхарской (Фёдорова) улице. Роман Ваврик - секретарь.
языковой вопрос,
Роман Ваврик,
советофильство,
Львов,
Максим Сандович,
Малороссия,
москвофилы,
Лемковщина,
Семен Карпяк,
русские лемки,
польско-галицкие взаимоотношения,
поляки,
старые газеты,
малорусское наречие,
другая Галиция