И еще раз о об отделении Галиции от Украины. На этот раз Фред Анаденко с сайта 2000
http://2000.net.ua/2000/svoboda-slova/realii/66809 Оранжевый туман, застилавший страну в течение пяти лет, в силу хода истории и благодаря усилиям здравых сил стремительно и неумолимо рассеивается. И теперь встает ряд вопросов, которые прежняя власть держала в «сжатом кулаке».
Один из них - совместимы ли в одном государстве Галиция и Украина?
Дежурным воплем по этому поводу у «оранжевых» всегда было - «Караул! Да это же покушение на целостность государства! Удар по единству нации!».
Более того - только постановка вопроса о федерализации - вспомним Севородонецк-04 - доводила команду Ющенко до белого каления. С «легкой» руки Юрия Луценко сторонники федерации именовались на министерском уровне не иначе как «федерасты». Впрочем, это было то «развеселое» время, когда один министр не считал украинским писателем автора «Сорочинской ярмарки». Другой - язык половины страны называл «собачей мовой». А президент и вовсе возводил в герои Украины фашистских прихвостней.
Однако подлинная цивилизация как раз и начинается там, где на первое место ставится вопрос - что способствует улучшению жизни народа? И если пресловутая целостность государственных границ становится помехой, ее убирают. В 1993 г. чехи и словаки решили, что благом для них будет жить отдельно. И спокойно разделили государство Чехословакия пополам.
Двумя годами ранее и народы Советского Союза (если кто-то подзабыл) - разрушили целостность сверхдержавы СССР. Потому что посчитали - так жить станет лучше, так жить станет веселее.
Но есть и примеры, когда договорится о мирном «разводе» не удается. И тогда люди берутся за оружие. Здесь и трагедия Югославии, и силовое отделение Нагорного Карабаха, Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии, и непрекращающиеся взрывы как на Северном Кавказе, так и в Москве.
При всем уважении к глубоким и познавательным статьям Владимира Корнилова и Дмитрия Табачника о людях Галиции, авторы, на мой взгляд, грешат двумя недостатками. Во-первых, оба подают материалы о галичанах как о людях с комплексом неполноценности. Вечно угнетенных, недостаточно воспитанных, годных только на роли вроде «Кушать подано!».
Да, все, что пишут уважаемые мэтры, - правда. Но это - не вся правда. И она ни на йоту не способствует решению проблемы. Конечно, можно сравнивать папуасов Миклухо-Маклая с европейцами, и разница обнаружится. И довольно-таки существенная. Найдется и огромное различие между индейцами Америки и теми, кто стал американцами позже. А если еще заглянуть в джунгли Конго или Амазонки?
Но цивилизованное решение вопроса начинается с признания, что все эти народы разные, с разной культурой. С культурой самобытной. Но соответствующей именно их ступени исторического развития и нормам их жизни. И совершенно бесполезно всех стричь под одну гребенку или подгонять под себя. При более глубоком рассмотрении создание резерваций в США - ход, безусловно, с печатью мудрости.
Второй серьезный недочет мэтров обнаруживается в том, что авторский анализ причин происходящего в Галиции не идет у них дальше рассмотрения истории и психологии галичан. А этого тоже явно недостаточно.
За кадром остается сегодняшнее глубинное воздействие на галицкий этнос канонов исторического развития. Ни один из упомянутых авторов не указывает на то, что Галиция проходит специфический этап. Что начиная с Первого съезда галицких националистов в 1929 г. в Вене вся последующая активность Коновальца, Бандеры, Мельника, Шухевича, образование и действия ОУН-УПА - яркое проявление того, что этот этнос уже созрел для обретения независимости и форматирования в собственную государственность.
Именно в этот период борющийся за независимость этнос наделяется природой особым свойством - пассионарностью. Своего рода одержимостью. Готовностью не только к самопожертвованию ради достижения исторической цели, но и способностью ради этого идти даже на преступления. Однако эти черты вместе с обостренным чувством ксенофобии - преходящи. И «уходят» вместе с решением главной задачи - получением независимости.
То обстоятельство, что новый президент уже несколько раз порывался навестить столицу Галиции, но визит все не складывается, скорее всего, указывает на то, что Виктор Федорович еще не имеет четкой позиции по отношению к западным областям.
И пока он такую позицию формирует, стоило бы обратить внимание на два довольно распространенных мифа о галичанах.
Один из них звучит примерно так. Да, есть там отдельные одиозные личности вроде Олега Тягнибока и Ирины Фарион. Да, есть там отдельные группировки с коричневым отливом типа партии «Свобода». Но в принципе галичане - люди хорошие, чуткие и отзывчивые, доброжелательные и готовые по производственной линии сотрудничать даже с «москалями». Как если бы мы сказали: народ на Украине мировой, но иногда попадаются и чикатилы.
На самом деле это тоже полуправда. Поскольку Галиция находится еще под воздействием пассионарности. А механизм пассионарности работает следующим образом. Общество выделяет из своей среды ряд личностей - группу пассионариев, обладающих экстраординарным социальным зарядом, - они и «заводят» всех остальных.
Этих людей может быть немного. Но их энергия, харизматичность, жесткость, напористость способны воздействовать на все остальное, кажущееся аморфным, общество.
В период войны американских колоний за независимость Патрик Генри в 1775 г. вбросил, как нынче говорят, слоган: «Дайте мне свободу или дайте мне умереть!» И с этими словами американцы, пройдя через восемь лет сражений, добились независимости.
Сто лет назад большевиков насчитывалось около 150 тысяч на 150 миллионов. Меньше процента. Но их пассионарность перевернула Россию. Они практически с нуля, но с невиданной жестокостью создали мощную Красную армию, победили в гражданской войне, разгромили войска Антанты, сокрушили гитлеровский вермахт и продержались у власти целых семь десятилетий.
Пассионарный этнос, как раненый зверь, требует в к себе особого подхода.
Второй миф, который всеми силами поддерживают галичане, состоит в том, что они якобы украинцы. Да не просто украинцы, а - образцово-показательные. И, значит, именно они - ум, честь и совесть Украины. Истинные борцы за ее независимость.
На самом деле «король-то - голый!» Кроме некоторого сходства с украинцами в языке, галичанам в поддержку этого мифа предъявить нечего. Никто ведь не считает австрийцев немцами только потому, что они говорят по-немецки и долгое время живут с ними рядом. Да, многие американцы 250 лет назад тоже были англичанами, да и сейчас общаются на английском. Но они - уже американцы. Галичане же оторвались от Киевской Руси 800 лет назад. И прошли за это время свой неповторимый путь в истории. У них своя уникальная религия. Своя особая героика. Свои национальные ценности.
Но их с головой выдает визитная карточка неукраинца, которой они начинают яростно размахивать, как только речь заходит о русских, России, русском языке. А ведь истинных украинцев от русофобской лихорадки трясти не станет.
И здесь трудно что-то добавить к информации Корнилова, Табачника, О. Бузины. Однако каноны жанра требуют предоставить слово и самим галичанам в лице их историка, публициста, радио- и телеведущего Ильи Лемко.
«Тяжелый национальный труд галичан на благо всей Украины - наша извечная карма. Когда же восток по-настоящему отблагодарит нас - бедную, несчастную, экономически слабую, отсталую, депрессивно-потребительскую Галицию? Когда отдаст материальное взамен духовного?»
http: //www.zaxid.net/article/61993 А теперь наведем резкость на события последних дней. У американского писателя, лауреата Нобелевской премии Уильяма Фолкнера один из рассказов о Второй мировой войне называется «Полный поворот кругом». Именно эти слова точно отражают наши свежие изменения в отношениях с северо-восточным соседом. На смену «оранжевому» «Прочь от Москвы!» идет курс, который гарантирует теснейшее взаимодействие с Россией как минимум на треть века.
И здесь с наибольшей остротой проявляется откровенный исторический антагонизм между Галицией и Украиной.
Скажу прямо. Нет у меня и слабой уверенности, что наш нынешний президент знаком с законами исторического развития. Но подписывая Харьковский договор, он поступил исключительно в духе времени. А «дух времени» таков.
ВВП Соединенных Штатов составляет 21% мирового производства. С ним сравним только ВВП 27 объединенных (!) стран Европы. На уровне 21-22%. Поэтому только США могут позволить себе вести несколько обособленный образ жизни. Но и они то и дело прибегают к объединению усилий с другими странами либо в рамках НАТО, либо в своих операциях в Афганистане или Ираке.
Для остальных стран требование одно: объединяйся или погибнешь! Путь к дальнейшему общественному прогрессу лежит сегодня только через тесный корпоратив с соседями и по части экономики, и по части коллективной безопасности. Но если хочешь полной «незалежности» - получи Северную Корею.
За мудреной фразой о стратегическом партнерстве стоит простейший вопрос: «С кем объединяться Украине?» Естественно, с теми, с кем вместе веками шли по истории, чья надежность проверена в битвах и труде.
Иной подход у галичан: нет, нет и нет! Мы хотим - с Европой! Но ведь Европа - уже переполненное «ведро». Турция стучится в это «ведро» уже более 60 лет. «Тогда лучше ни с кем, чем с Россией». - «Почему же? Ведь без объединения - вымрем, как мамонты». - «Ну и пусть! С Россией никак нельзя. Русские - наш биологический враг».
И тогда на последних ток-шоу галичане выкладывают свой главный козырь: «Вы ложитесь под Москву и тем сдаете ей наши национальные интересы и нашу независимость!» В этот момент «регионалы» выглядят жалкими и растерянными. Слышен почти лепет о том, что нужны-де средства на повышение минимальных зарплат, пенсий, на обновление устаревшей инфраструктуры.
«Эх, ребята, все не так. Все не так, ребята!» А почему не сказать прямо и четко? Эпоха национальных государств подходит к концу. Сегодня пришло время «сбиваться в стайки». Объединять экономики с ближними. Создавать наднациональные органы. Делегировать им свои полномочия. Вы, галичане, хотите в Европу? Но ведь там этот процесс как раз и идет полным ходом.
«А ларчик просто открывался». Украина входит в период активной интеграции с сопредельными народами. И это требует нарастающего взаимодействия с ними на всех уровнях. Галиция же запоздало решает свою историческую задачу - создание национального государства. А эта работа - предыдущей исторической ступени. И ее лучше всего проводить, окружив себя «железным занавесом».
Но эти две противоположные задачи в рамках одного государства не решаются. Развод неизбежен. Так давайте говорить об этом в полный голос.