КИНООТЧЕТ (январь 2010)

Feb 01, 2010 03:52


Прошлый месяц выдался месяцем совпадений и короткометражного кино. Вот самые броские повторения:

Три короткометражных неигровых фильма, в которых показаны женские роды. Это «Жизнь» Пелешяна, «Песнь песней» Франка и «Окно Вода Ребенок шевелится» Брэкэейджа. Если в первом рождение показано возвышенными кадрами и какой-то духовной музыкой, акцент делается именно на зарождении жизни, а не на самом процессе родов, то в последнем все довольно откровенно - Брэкхейдж сам принимал роды у своей жены и заснял это на камеру. Фильм Франка - золотая серединка, здесь все хорошо: и эмоции молодых отца и матери, и сам процесс, показанный мельком, но не без откровенных кадров. Режиссер показывает здесь не столько роды и появление на свет существа, а эмоции двух людей и их связь, усиленную рождением детеныша.

Две версии «Дневника горничной» - Ренуара и Бунюэля. Версия второго мне понравилась больше, несмотря на любовь к Ренуару и прохладность к Бунюэлю. Кстати, Эйдеш Анна из одноименного фильма Фабри - тоже горничная с нелегкой судьбой.

«Нежная кожа» и «Голубой ангел» - два фильма о падении самодостаточных мужчин-интеллектуалов (профессор и литературный критик) в омут слепой страсти к молодым ветреным женщинам.

«Жанна Дильман» и «Дневная красавица» - главные героини фильмов здесь проститутки, в повседневной жизни довольно нравственные нормальные женщины, у одной из которых есть любимый сын, у другой - любящий муж.

Три «квир» фильма: «Полный П», «Оголенный провод» и «Не такой, как все». В «Полном П» Грегга Араки очень "в тему" получилась полудокументальная манера съемок (лучше, чем у Германики), которая вместе с дурацкими диалогами и обыденностью существования подростков создает эффект реальности. Цепочка полудокументальных событий выстраивается в сюжет о проблемах молодежи, не портя фильм зацикливанием на их ориентации, наоборот, это только придает остроту их проблемам, которые, кажется, отведены только в их мирок, а никому из внешнего мира нет до этого дела. Чего не скажешь об «Оголенном проводе» - путешествии двух содомитов по Америке на машине (их замена на гетеросексуалов или мужчину и женщину пошла бы фильму только на пользу) и "Не такой, как все» - якобы раскрытие глаз людям на природу гомосексуализма в стиле пафосной пропаганды ("Здесь нет ничего плохого, это природное явление, ты можешь приносить пользу обществу, независимо от своей ориентации»). Но фильм Рихарда Освальда хотя бы можно оправдать годом выпуска - вряд ли у кого-то еще хватило смелости снять подобное в начале прошлого века.

Хоть и без всяких совпадений, но все же хотелось бы отметить немой фильм «Застенчивый» и неигровое кино Артавазда Пелешяна. Немой фильм - это местами по-чаплиновски трагинчая комедия (правда, конец слишком позитивный) с бастеркитоновскими трюками, отличной операторской работой, хорошей композицией кадров и не раздражающими гэгами. «Обитатели» Пелешяна напомнили мне "Душу мира" Годфри Реджо, просмотренный месяцем ранее. В динамическое изображение животных органично вмонтирован звуковой ряд, здесь звук не отделим от изображения, а изображение - от звука. Нетрудно догадаться, кто из режиссеров кем вдохновлялся, учитывая даты выхода фильмов: "Обитатели" - 1970 год, "Душа мира" - 1992 год.

Артавазд Пелешян, киноотчет 2010

Previous post Next post
Up