Английские особенности. Хвалить или воздержаться?

Nov 12, 2015 00:24

Алиске этим летом исполнилось 6 лет и осенью она пошла в… третий класс. Таблица умножения, правописание, чтение - вот это все. Я в ее возрасте только пошла в подготовительный класс да и то, в детском саду. Я часто слышу, как у нас многие родители возмущаются, что в 6 лет идти в школу еще очень рано, дети еще не готовы, чрезмерные нагрузки и т.д. За 2000 км от них живут английские родители, которым такая мысль даже не приходит в голову: их дети поколениями начинают учиться в 4-5, сидят в школе с сентября до конца июля - и нормально справляются.

Посмотрев на это все, я больше не задаюсь вопросами по поводу того, стоит ли загружать ребенка с младенчества развивающими занятиями или не мучить. Теперь я думаю, что можно учить хоть младенца хоть экспериментальной физике: ребенок все равно возьмет только то, что ему надо, не смотря на все ваши усилия. И если он вдруг окажется в условиях, когда экспериментальная физика нужна для выживания, он в ней разберется быстрей, чем вы. У меня перед глазами наглядный пример Алиски, которая в 3 года заговорила по-английски буквально за пару месяцев, а в 6 не хочет запомнить, как будет «пожалуйста» по-французски. Английский ей нужен был для выживания: без него не попросишь добавки в садике (очень важно было!), не поймешь, что там такого интересного читают воспитательницы, да даже поиграть полноценно с другими детьми не получится. Французский же нужен только маме пока, поэтому прогресс у нас вялотекущий. И совершенно не важно, будет у нее 5 занятий в неделю или одно - пока ей это самой не надо, она хорошо фильтрует. Так что, ЕСЛИ родители не требуют выдающихся результатов от ребенка, никакого вреда в большом количестве дополнительных занятий нету. Если ребенок успевает высыпаться и играть, конечно, в оставшееся время:)

Я пытаюсь впихнуть как можно больше хотя бы для того, чтоб ребенок был в курсе того, что интересного существует в этом мире, и единственной оценкой ее результатов есть восторженная похвала и апплодисменты. Но так было не всегда. Я хорошо помню, каким мне поначалу казался диким и педагогически неправильным британский подход, когда учительница танцев на любую раскоряку трехлетних балерин рассыпалась в восторгах: «Well done, that's fantastic, brilliant!» - и так все занятие, неделя за неделей. Мне казалось это жутким обманом беззащитных малышей! Я сидела там на занятии и думала: ну как же так, ведь если дети будут думать, что они супер молодцы уже, они ж не будут стараться дальше, раз учитель сказал, что и так все прекрасно! Мне было почти физически больно на это смотреть. Прошло пару лет и я увидела, что на самом деле эти бесконечные похвалы действуют совершенно наоборот - они зажигают детей и дарят им позитивные эмоции, отчего дети ждут-не дождутся следующего занятия. То, что для родителей является развивающим-занятием-хорошо-для-мозга, для детей - исключительно fun. Ну а fun можно делать много раз подряд, что в свою очередь, приводит к невольному совершенствованию того, чем они занимаются. Win-win. Так что я теперь хвалю ребенка как можно чаще. Возможно где-то есть дети, которым нужен вызов и трудности, чтоб достичь каких-то результатов, а похвала для них - конечная остановка: я достиг совершенства, лучше уже не сделать. Я таких детей пока не встречала, но муштрование и требование серьезных результатов видела повсеместно (на исторической родине). У нас распространено понятие «незаслуженная» похвала, а в английском, наверное, и слова такого нет.

Тем не менее, английская привычка хвалить за каждый чих иногда доходит до смешного - когда дело касается взрослых. Пошла я как-то зрение проверять. Окулист попросила меня посмотреть вправо и не моргать. Не успела я это сделать, как она мне: «Well done, fabulous, thank you!». Посмотрела влево - опять порция восторгов. А ведь я и не знала, что я так хорошо умею двигать глазами!:) Когда пришла очередь смотреть вниз, я уже едва сдерживалась от смеха, но к концу визита стала чувствовать легкую обиду, если врач вдруг пропускала мои успехи в чтении таблички и не хвалила почему-то:) Конечно же, врач не в буквальном смысле мне все это говорила, просто это такая общераспространенная привычка, что-то сродни "эээ, типа" после каждого слова у некоторых.

Еще веселей у нас проходят занятия в балетном классе (для взрослых), куда я записалась в прошлом году. В группе у нас тетеньки всех возрастов и размеров (вот действительно всех: тоненькие девочки лет 17, женщины среднего возраста 56 размера и даже пенсионерки за 70 есть). Далеко не все имеют балетное прошлое, а те, у кого оно есть, занимались в далеком детстве. На занятии, когда доходит очередь до пируэтов и прыжков, главное не убить соседку и самой не врезаться в стену. Но вы бы слышали комментарии нашего учителя! Она на нас не нарадуется, мы все там просто Волочковы свят-свят-свят феи, надежда и опора британского балета!

Мне все это кажется смешным, конечно же. Но в глубине души - что плохого во всех эти "незаслуженных" похвалах и восторгах? Ведь иногда так легко привнести немного позитива в чью-то жизнь, почему бы не делать постоянно?..

английские особенности, перевоспитываюсь

Previous post Next post
Up