Продолжаем
разговор о давних постах.
Сегодня это будет разговор о стихах.
Увидела вчера в своей френдленте вопрос в подзамочном посте:
>>…а зачем непременно учить стихи наизусть?
Дублирую сюда свой короткий ответ.
НГ:
Когда мы рассказываем друг другу на занятиях стихи, то основная цель у меня такая: чтобы самое лучшее чужое (написанное другими) стало своим.
Такое благородное присвоение получается, когда ты сможешь полностью прочувствовать чужое, прочувствовать «по-своему», то есть рассказать наизусть.
Все так называемые дидактические задачи (развитие чувства рифмы, ритма, развитие памяти и т.п.) - побочные, попутные.
О технической стороне вопроса я писала раньше (оказывается, сто-о-олько лет прошло)...
Ниже размещаю этот пост.
====================================
Стихи не учатся…
http://users.livejournal.com/espero_/18073.html10 Сент, 2004 at 5:17 PM
О технической стороне вопроса.
Многое зависит от развития памяти, от чувства ритма и рифмы, от литературного и «чтецкого» опыта ребенка, от того, нравится стихотворение или нет, от позиции взрослых. К тому же, есть дети, которым нравится стихи слушать, но не учить и не рассказывать. Это все надо учитывать.
Можно пробовать разные способы, а также их сочетания:
1) Ребенок дополняет сначала _одно_ слово уже знакомого (несколько раз услышанного) стихотворения; затем два последних слова; последнюю строчку четверостишья; одну строку читает взрослый, другую ребенок и т.д.
2) стихи сочетать с подходящими по смыслу движениями (задействовать крупную моторику)
3) использовать метод пиктограмм (условных кратких рисунков)
4) неоднократно прослушивать запись на магнитофоне (особенно помогает аудиалам)
5) стихотворение спеть на известный мотив любимой песенки ребенка или специально придумать новую мелодию, т.е. усилить ритмическую составляющую еще и музыкальным рядом
6) для пользы и для веселья - почаще разговаривать с ребенком рифмованными строчками, сочиняя их на ходу (применительно к ситуации). Ага, очень хороший способ, дети хотят сами принять активное участие.:)
7) рассказывать (или учить, если необходимо) вечером, а утром повторить. За ночь все каким-то образом откладывается в голове.
8) дополняет п.7 - читать (для запоминания) ! лёжа! Не очень научно, но факт - запоминается быстрее.:)
9) для того, чтобы ребенок овладел приемами разных интонаций, мы играем в «эхо», когда строку или четверостишье нужно повторить точно также, с той же интонацией ( с паузами, логическими ударениями, мелодическими модуляциями), как я.
10) рассказать (короткие стихи) от лица разных героев, подбирать ярких разнохарактерных персонажей: артист на сцене, принцесса, разбойник, герой книги или мультфильма, маленький испуганный мышонок, хитрый кот, диктор/спортивный комментатор, магнитофон, который вдруг переключился не на ту скорость и т.д.
11) интересно рассказывать/разыгрывать стихи-диалоги вдвоем (по ролям); одному, меняя голоса. Это уже мини-спектакль получается.
12) рассказывать одинаково одновременно в два голоса очень нравится детям, это, как играть в четыре руки. В конце 19-начале 20 века такое чтение-декламация дуэтом было очень популярно (Цветаева, по-моему, писала, как они с сестрой вдвоем декламировали стихи)
13) самый главный пункт - НЕ ЗАСТАВЛЯТЬ УЧИТЬ СТИХИ.
Больше пока не вспомнилось, но наверняка можно еще что-то добавить.
=========================================
Интересны и сегодняшние комментарии…:)