Feb 26, 2016 19:46
Бывает, разница между выставочным экспонатом и кучей мусора исчерпывается наличием у первого таблички с названием. Зритель в большинстве смотрит на такие шедевры с недоумением, которое, впрочем, редко выказывает, опасаясь прослыть лапотником. Лишь самые простые и непосредственные товарищи, еще не разобравшиеся в правилах игры, выступают иногда на тему "А король-то голый!", чем здорово смущают прочих. Но так ли гол король?
Согласно Википедии, определение искусства - предмет непрекращающихся дискуссий. Я предпочитаю трактовать его как восприятие и последующее отображение действительности таким образом, который вызывает в душе зрителя эстетический отклик, резонанс, помогая понять, пережить нечто новое о себе и мире, переместить в область осознанного то, что раньше лишь смутно мерцало на периферии либо вообще отсутствовало в фокусе внимания, вызвать яркий внутренний опыт. И роль зрителя здесь тоже не является абсолютно пассивной: необходимо некоторое психическое усилие, концентрация, чтобы произошел рост за пределы прежнего себя - иначе останешься зеркалом, отражающим, но не воспринимающим.
В известной комедии герой рассказывает о посещении выставки современного искусства, где он наткнулся на огороженную столбиками с веревками дверь, снабженную табличкой "Туалет закрыт". Он долго не мог понять: это неработающий по техническим причинам санузел или все же одно из художественных произведений? Так и не разобравшись, мучимый нуждой герой решил поискать другой экспонат - с табличкой "Туалет открыт". Казалось бы, история анекдотическая, о каких прозрениях тут можно говорить? Но что сделал герой, увидев первую табличку? Он предпринял то самое внутреннее усилие найти иную реальность, стоящую за обычными вроде бы предметами. Сделать это его заставила табличка и общий контекст ситуации. А если бы все происходило не на выставке? Наверняка подобную "инсталляцию" герою приходилось не раз видеть раньше и еще придется впредь - но вряд ли он задумывался над ней. Так может, в этом и был месседж: не теряй остроту восприятия, не давай привычному окружению себя усыпить, даже в самом обыденном и приземленном ищи касания чуда? А осознав это, разве не может зритель испытать инсайт, увидев мир вокруг как огромный, масштабный перформанс, одним из соавторов которого является и он?
Однако, не факт, что человек, повесивший табличку на дверь, все это имел в виду. Возможно, там просто забилась фановая труба.