Из письма
м. Елены (Казимирчак-Полонской) с. Иоанне (Рейтлингер):
"Ты права, что любовь есть высшее начало в нас и ты тем более права, что «цепляешься за любовь». И я, всё больше тебя узнавая, проникаюсь к тебе всё возрастающими чувствами любви и уважения. Ты права и в том, что твое здоровье нужно и для других. С этих позиций тебе будет легче молиться о нем.
Всегда помни, что даже в физическом мире существует «инерция», т.е. любое тело стремится сохранить свое прежнее состояние или положение. Чтобы вывести его из этого, необходимо приложить силу, которая преодолевает эту инерцию, притом силу тем бóльшую, чем бóльше масса тела. По-моему, и в душевном, и в духовном мире существует аналогичная инерция; для ее преодоления надо тоже приложить усилия, тем бóльшие, чем сложнее душевное переживание или духовный вопрос. Молитва человека это не самое простое, а самое сложное, самое трудное «делание и творчество» человека. Святые, по-моему, это были люди гениально одаренные к молитве и к любви. Не удивляйся поэтому, что если ты привыкла всегда молиться только за других, то ты не можешь сразу переключиться на молитву за себя. Здесь проявляется закономерность духовной инерции. Она очень велика. Нужны систематические упорные усилия, нужен духовный труд, постепенный, терпеливый, целенаправленный. И достижения будут. Вот почему здесь так ценится труд. Он даже подменяет в понимании многих одаренность. Прежняя интеллигенция часто жила легкими порывами к возвышенному и недостаточно умела трудиться, чтобы претворять их в жизнь, найти практическую методику христианизации жизни. (Вот это моя излюбленная тема - с юности!) Современная интеллигенция часто переоценивает труд, не дооцениваяодаренности (т.е. данности). Нужен синтез: порыв к возвышенному, данность и обязательно труд, который может преобразовать маленькое зерно «данности» в изумительные великие дела".