Из писем
м. Елены (Казимирчак-Полонской) с. Иоанне (Рейтлингер) Как я мыслю связь духовного мира неверующего и духовного мира в смысле «благодати»? Думаю, что мы на все свои богословские и философские системы накладываем всегда свойственную нашей природе ограниченность. У Бога мерки иные. Там, где мы не видим возможности сосуществования, у Него имеют право на существования и те, и другие. Идеал: человек с правильным мировоззрением и праведной жизнью, адекватно соответствующей этому мировоззрению. Но лучше человек с праведной жизнью при неполноценном, но искреннем мировоззрении, чем человек с мнимо правильным мировоззрением, но с неправедной жизнью, на которую это мировоззрение не распространяется. Поэтому Богу, быть может, твой неверующий Миша приятнее и Он его выше ставит, чем многих верующих, предавших дело Христово из-за фарисейского буквоедства.
Дальше: благодать действует и за пределами Церкви (об этом чудно говорит О. Сергий), а я уверена, что она действует и среди неверующих, если они, исходя из самой жизни, стараются сделать эту жизнь лучшей.
Первохристиане были по горизонту шире современных христиан (в целом, я не говорю об исключениях). Апостолы освящали и разрешали браки верующих с неверующими, определяя со всей четкостью: «Жена верующая освящает своим союзом с ней мужа неверующего и муж верующий освящает жену неверующую». В нашем православии особенно много косности, культурного нигилизма и примитивизма, которые должны быть преодолены. Я люблю Церковь, как место, где дышит благодать среди собравшихся во имя Его, но мне неизмеримо ближе слова Христовы о наступлении времени, когда покланяться Богу будут не «на горе сей» и не «в храме сем», а в «духе и истине», ибо «таких поклонников Бог ищет себе…»