Довольно часто из уст кинокритиков звучит термин «инфернальный». Многие используют его просто неверно, дабы показать некую «эрудицию». На самом деле слово «инфернальный» означает адский, настолько всепоглощающий и влекущий за собой, что человек забывает обо всём и устремляется в пучину, не задумываясь о том, что он может переступить грань добра и зла. О многих актрисах и актёрах говорят - «поистине инфернальны». Но если была когда-либо на экране по-настоящему инфернальная личность, то это однозначно Мария Казарес!
Урождённая Мария-Виктория Казарес Кирога Перес появилась на свет в 1922 году в аристократической испанской семье в Галисии (северо-запад Испании). Глава семьи Сантьяго Казарес Кирога, несмотря на знатное происхождение, был убеждённым республиканцем и демократом, поэтому, когда в 1931 году в Испании произошла революция, свергнувшая монархию, он перебрался в Мадрид, где стал одним из лидеров нового правительства, заняв пост министра внутренних дел. В столице дочь министра была определена в Институт Эскуэла, но окончить его не успела. Когда в 1936 году в Испании произошёл фашистский мятеж и началась гражданская война, девушка добровольно вступила в ряды Красного Креста и работала медсестрой на передовой. Однако, после вступления фашистов в Мадрид, Сантьяго Казарес Кирога с семьёй вынужден был покинуть страну и перебраться в Лондон, откуда отправил жену и детей во Францию.
Во Франции Мария поступила в Парижскую консерваторию, которую окончила в 1942 году. В этот период ей пришлось усиленно овладевать французским языком, чтобы получить возможность играть в театре. Справившись с этой задачей и практически изжив испанский акцент, Мария Казарес стала актрисой парижского театра «Матюрен». В первые же годы своей актёрской карьеры молодая дебютантка покорила сердца публики и критиков в пьесах Джона Синга, Генрика Ибсена, Ивана Тургенева, Проспера Мериме. Но особую роль в жизни актрисы сыграла постановка пьесы Альбера Камю «Недоразумение». Камю покорил Марию с первой встречи, между ними начался страстный роман, длившийся 16 лет. С первого же своего появления в мире богемы Мария Казарес показала свою изысканность, предпочитая общество исключительно умных и неординарных людей: помимо Камю, её друзьями стали Жан Кокто, Марсель Карне, Жан Маре, Робер Брессон, Жан Ануй, Сальвадор Дали.
В 1944 году актриса решилась попробовать свои силы на экране. Первая же роль в шедевре Марселя Карне «Дети райка» (1944) принесла Марии Казарес невиданную популярность. Последующие роли в картинах «Дамы Булонского леса» (1945), «Роже-Позор» (1945), «Бесчестье и месть господина Роже» (1946) закрепили звёздный статус актрисы. Сыграв в паре с Жераром Филиппом в легендарном фильме «Пармская обитель» (1947), Мария Казарес стала примадонной французского кино, оттеснив всех других актрис. Уже в фильме «Дамы Булонского леса» критики назвали актрису «воплощением чарующего зла на экране». До совершенства этот образ был доведён Марией Казарес в незабываемом фильме Жана Кокто «Орфей» (1949), где актриса продемонстрировала беспрецедентное владение пластикой, голосом, жестом и мимикой в роли Принцессы Смерти. Это свершение актрисы на века вписало её имя в скрижали истории мирового кино. После этой роли за Казарес прочно закрепилось прозвище «Муза экзистенциализма». Образы, созданные Марией Казарес на экране, позволили одному из известных голливудских критиков назвать актрису «Священным чудовищем французского кино». Блестящий успех Марии Казарес в кино дал ей уникальную возможность стать актрисой знаменитого театра «Комеди Франсез», где она стала первой в истории легендарной труппы примой нефранцузского происхождения.
1950-е годы преобразили кино: зритель жаждал видеть на экране сексапильных красавиц вроде Брижит Бардо, Мишель Мерсье, Джины Лоллобриджиды. Такой кинематограф не был интересен Марии Казарес и она целиком посвятила себя театру. Одну за другой она сыграла роли, вошедшие в золотой фонд мирового театрального искусства: Периколу в «Карете святых даров», леди Макбет в «Макбете», Патрик Кемпбелл в «Милом лжеце», Марию Тюдор и Федру в одноимённых пьесах Виктора Гюго и Жана Расина.
В 1960 году трагическая случайность отняла у Марии Казарес любовь всей её жизни: в автокатастрофе погиб Альбер Камю… Тогда же умер её лучший друг режиссёр и писатель Жан Кокто. Сыграв в фильмах «Макбет» (1960) и «Завещание Орфея» (1960), актриса ушла в себя и свела к минимуму свои контакты с миром искусства. Чтобы иметь средства к существованию, Мария Казарес изредка играла на телевидении и, пользуясь своим незабываемым голосом, озвучивала фильмы за кадром.
В 1976 году, после смерти испанского диктатора Франко, от войск которого они с семьёй 40 лет назад бежали во Францию, Мария Казарес решилась вернуться на родину. Её возвращение на театральные подмостки Испании стало настоящим триумфом: для испанского народа, освобождавшегося от пут фашизма, Мария Казарес стала своеобразным символом несломленного духа и возрождения Испании. Успех на родине буквально возродил к жизни актрису. Она вернулась на экран и снялась в нескольких запоминающихся ролях в картинах «Британник» (1977), «Безумие Ирен» (1980), «Пер Гюнт» (1981), «Бланш и Мари» (1985), а за роль в фильме «Чтица» (1988) Мария Казарес даже была номинирована на премию Французской киноакадемии «Сезар», но уступила награду Элен Венсан. Тогда же актриса была удостоена высшей театральной премии Франции за роль Гекубы в пьесе Мольера.
В 1978 году актриса приняла предложение давнего друга Андре Шлессера и вышла за него замуж. Это не был брак по любви, это был духовный союз двух неординарных личностей. Шлессер понимал, что Казарес никогда не изменит памяти Камю, но хотел оградить её от финансовых и бытовых проблем, его состояние позволяло ему такую роскошь. А Казарес видела в Шлессере человека уникально совпадающего с ней по мироощущению и нуждающегося в её заботе, ввиду его тяжёлого заболевания. По настоянию Шлессера актриса написала книгу воспоминаний, которую назвала «Резидент с привилегиями» (1980).
В 1985 году Андре Шлессер скончался и Марии Казарес в наследство осталось его имение Ла-Вернь. В сотрудничестве с детьми своего супруга от первого брака актриса создала в своём поместье «Дом комедиантов», который стал стартовой площадкой для многих современных звёзд французского театра и кино.
Одна из величайших и самых загадочных звёзд Франции Мария Казарес умерла в своём поместье в 1996 году в ночь, когда ей исполнилось 74 года.