Фильм «Кинг-Конг» (1933) был и остаётся одним из самых кассовых и знаменитых шедевров Голливуда, а сыгравшая в нём главную женскую роль Фэй Рэй на долгие годы стала иконой Голливуда и одной из культовых актрис мирового кино.
Фэй Рэй родилась в 1907 году в Канаде в семье мормонов. Семья часто переезжала с места на место, и когда девочке исполнилось 5 лет, Рэи перебрались в столицу мормонов Солт-Лейк-Сити. Спустя некоторое время родители переехали в Лос-Анджелес, где Фэй окончила гимназию. Уже с 12 лет девочка снималась в эпизодических ролях и с детства грезила кинематографом.
В 1923 году Фэй Рэй сыграла первую большую роль в исторической драме «Газолиновая любовь». Фильм не стал хитом, но юную актрису заметили и стали предлагать ей роли. В 1925 году она впервые сыграла главную роль в картине «Прибрежный патруль», который принёс Рэй настоящий успех и пристальное внимание кинобоссов. В 1926 году Фэй Рэй была включена в десятку самых перспективных звёзд кино вместе с тогда совсем молодыми Джанет Гейнор и Мэри Астор. Киностудия «Юнивёрсал» оказалась проворнее других и заключила контракт с молодой звездой. За два года Фэй Рэй сыграла в 14 фильмах, основным жанром которых был вестерн, где юная красотка-брюнетка великолепно вписывалась в жаркие страсти, кипевшие в прериях. Однако, такие роли не нравились самой Фэй и в 1927 году она ушла с «Юнивёрсал» на «Парамаунт». Первая же роль на новой киностудии сделала Фэй Рэй известной в Америке и Европе. Это был фильм гения немецкого кино Эриха фон Штрогейма «Свадебный марш» (1928). Фильм не собрал запланированной кассы, но мастерство Фэй Рэй по достоинству оценили зрители и критики. Дальнейшие роли закрепили актрису в обойме голливудских звёзд первой величины: «Легион осуждённых» (1928), «Улица греха» (1928), «Первый поцелуй» (1928), «Четыре пера» (1929), «Техасец» (1930), «Пограничный отряд» (1930), «Орда» (1931), «Морской бог» (1931). Её партнёрами были исключительно те, кем гордился Голливуд: Гэри Купер, Рональд Коулман, Фредрик Марч, Уоллес Бири, Уильям Пауэлл, Джоэл Мак-Кри, Ричард Арлен.
Фэй Рэй стала завсегдатаем голливудских вечеринок, но вела там себя совсем не по «этикету»: полагалось весело кутить, крутить романы направо и налево, скандализировать свой образ в прессе. Но газетам нечем было поживиться возле Фэй - она была примерной женой писателя Джона Монка Сандерса и любящей матерью дочери Сьюзен.
В 1932 году Фэй Рэй предпочла уйти на киностудию «РКО», где мгновенно стала звездой нового для неё жанра - мистики и ужасов. Первые же фильмы с её участием «Доктор Икс» (1932) и «Вампир» (1933) принесли огромную кассу, и компания задумала экранизировать бестселлер Эдгара Уоллеса «Кинг-Конг». В этом фильме Фэй Рэй сыграла белокурую красавицу Энн Дэрроу, которая попадает в лапы гигантской гориллы Конга. Для роли Фэй пришлось перекраситься в блондинку, но это того стоило! Фильм принёс колоссальную прибыль и стал классикой на все времена, а роль Фэй Рэй до сих пор признаётся одной из культовых в истории кино! Этот фильм спас легендарную кинокомпанию от банкротства и отныне Фэй Рэй получила прозвище «спасительница «РКО». Но газеты тут же окрестили актрису «Королевой крика» и «Девушкой Конга». После столь оглушительного успеха Фэй снималась в 10-11 фильмах в год, среди которых были шедевры кино - «Профессия Энн Карвер» (1933), «Вива, Вилья!» (1934), «Бульдог Драммонд» (1935). Однако, зритель хотел видеть её в роли кричащей испуганной блондинки и Фэй приходилось принимать приглашения в фильмы ужасов. Эти роли принесли актрисе большие деньги, но карьера её начала сильно буксовать. Вдобавок ко всему Фэй рассталась с мужем.
Осмыслив сложившуюся ситуацию и не желая стать актрисой фильмов категории В, Фэй Рэй приняла волевое решение и ушла из кино. В 1942 году актриса вышла замуж за известного сценариста Роберта Рискина и перестала сниматься, полностью посвятив себя мужу и детям (в семье вскоре родились сын и дочь). В 1947 году Фэй Рэй вновь всколыхнула мир: журнал опубликовал фотографии счастливой семьи актрисы и сценариста и все отметили великолепную физическую форму бывшей кинозвезды. В ответ на это Фэй сказал в интервью: «Чтобы сохранить молодость и красоту, нужно не употреблять мяса, спать не менее 7 часов в день, не есть после 6 часов вечера». С её лёгкой руки эта формула красоты и молодости вошла в моду и вот уже шесть десятилетий многие придерживаются этих нехитрых правил Фэй Рэй.
В 1953 году актрису убедили на время вернуться в кино, чтобы сыграть роль в знаменитом фильме «Семейная гордость», где стартовала карьера будущей звезды Голливуда Натали Вуд, сыгравшей дочь Фэй Рэй. Но всерьёз возвращаться на экран актриса не думала. Только после смерти мужа в 1955 году, она приняла участие в нескольких известных телевизионных проектах. Но это скорее была дань моде на телевидение. В 1971 году Фэй Рэй вышла замуж в третий и последний раз - за нейрохирурга Сэнфорда Ротенберга, с которым прожила вплоть до его смерти в 1991 году.
В 1989 году актриса была удостоена награды США за выдающийся вклад в кино. И это всколыхнуло интерес к ней. В 1996 году к Фэй Рэй приехал режиссёр Джеймс Камерон, который уговаривал её сыграть старую Роуз Калверт в фильме «Титаник». Однако, 90-летняя актриса категорически отказалась и посоветовала поискать кого-то, кто ещё помнит, что такое кино. В итоге роль, ставшая легендарной, ушла к Глории Стюарт. Тем не менее, в момент триумфа «Титаника» на церемонии вручения Оскаров почётным гостем стала именно Фэй Рэй, где актрисе стоя аплодировал весь зал. В 2004 году другой мастер хитов режиссёр Питер Джексон пригласил 97-летнюю Фэй Рэй сыграть небольшую роль в его ремейке «Кинг-Конга». Фэй встретилась с исполнительницей главной роли Наоми Уоттс и дала ей несколько рекомендаций, но сама сыграть в фильме не успела: 8 августа 2004 года легенда мирового кино тихо умерла во сне. В память о знаменитой Королеве Крика всё освещение на Эмпайр-Стэйт-Билдинг (куда взбирался Кинг-Конг со своей жертвой в фильме 1933 года) было погашено на 15 минут.