Путешествие в Риоху. Курица, которая поёт

Nov 24, 2013 21:50

Санто Доминго де ла Кальсада - один из ключевых пунктов на Пути Сантьяго, важном паломническом маршруте к мощам апостола Иакова в Сантьяго-де-Компостела. Глухоманью эта земля только прикидывается.




Короткая разведка, фактически дневной марш-бросок через массив Сьерра де ла Деманда убедил: вся эта буколика, все эти лесистые холмы, распаханные поля, тучные овечки - это все прикрытие, маскировка.









Эта южная часть Ла Риохи не богата виноградниками, здесь нет известных бодег, приносящих процветание землям Риохи Алавесы. Притягательность этих мест, лежащих между Логроньо и Бургосом, определяет Путь Св. Иакова. Две остановки на пути - городки Нахера и Санто Доминго де ла Кальсада - до сих пор пропускают через себя вереницы паломников.

Немного фактоидов: Санто Доминго де ла Кальсада был основан в 1044 году святым Домиником Кальсадой - как место привала для паломников, идущих в Сантьяго де Компостелу. Упомянутый Св. Доминик - это домашний святой, можно сказать, гений места, и не имеет никакого отношения к святому Доминику, основателю доминиканского ордена.




Этот Доминго Гарсия родился в каком-то забытом уже местечке под Бургосом в самом начале 11 века. Юношей он захотел уйти в монахи, но был беден, и знаменитые и богатые местные монастыри Сан-Мильян и Вальванера - его прогнали от себя. Доминго ушел в «зеленку», стал друидом лесным отшельником и принялся творить чудеса.

Паломничество в те времена было мучительным и часто опасным предприятием - маршрут лежал через кишащие бандитами леса, через болота. Следуя своему амбициозному плану, Св. Доминго вкалывал на общественных работах. Он специализировался на облегчении тягот паломничества: соорудил мост через речку Оха (речка, кстати, дала имя всей провинции: рио Оха = Риоха), построил первый приют для пилигримов и больницу.

На месте хижины Доминго теперь стоит готический собор Catedral de Santo Domingo de la Calzada ). Когда святой умер, его похоронили прямо посередь Пути, который он обихаживал. Вокруг могилы выросла деревня, населенная последователями Доминго. Они продолжили принимать пилигримов, создав братство, существующее до сих пор.




"Каликстинский кодекс", пятитомный иллюстрированный миниатюрами путеводитель для паломников XII века, кроме описаний маршрута и обычаев людей, которые живут на этом пути, содержал и призыв к тем, кто следовал к мощам апостола Иакова, посетить заодно и Санто Доминго де ла Кальсада и поклониться останкам небесного покровителя пилигримов. Так Codex Calixtinus как какой-нибудь современный бедекер породил туристический бум вокруг городка, возникшего на месте кельи отшельника.












Камино выложен раковинами Св. Иакова



Поилка для пилигримов



Вело-пилигрим



Такими видит паломников современный скульптор













Мы тоже сделали привал в одной из харчевен для пилигримов. К простому, но сытному и дешевому обеду нам подали бутылку вина. На этикетке надпись «Курица, которая поёт». Заблуждается тот, кто считает: курица - не птица... Сакральные куры Санто Доминго однажды прокукарекали так, что оставили о себе память на века (примерно как гуси Рима).

Колокольня собора, раздвигающая крыши домов, до сих пор может служить опознавательным знаком для паломников - она видна на несколько километров вокруг.




Нынешний собор Санто Доминго де ла Кальсада - сплав различных стилей, образовавшийся в результате многочисленных реконструкций и расширений по вкусам и моде каждого исторического момента. Самая старая, романская часть, за восемь веков под напором людей и непогоды заметно поизносилась. Скульптурная программа, развернутая вдоль фасада, уже требует переводчика - толкователя сюжетов.









Вот это вроде бы Бегство в Египет...

Несмотря на полную трудовых подвигов жизнь Санто Доминго, городок никогда не прославился бы более, чем любой другой из сотен небольших городов, через которые проходит на запад Camino, если бы не любопытная легенда о паломниках, связанная с ним. В конце концов, все путешественники любят увлекательные истории и верят в наглядные и поучительные чудеса.

Вот и в соборе висит золоченая клетка с живыми петухом и курицей - в память об истории, хорошо нам понятной - о жареном петухе, клевок которого означает внезапное озарение.




Вот она, история: немецкая семья пилигримов - отец, мать и сын - по пути в Сантьяго де Компостелла остановились на ночлег в гостинице в Санто Доминго. Дочь местного трактирщика положила глаз на сына (блондин, редкий тут типаж), но тот (так рассказывают!) отверг ее непристойные предложения. Разозленная отказом девица сунула в сумку молодому немцу хозяйскую серебряную посуду, и пожаловалась властям на кражу. Юноша был немедленно арестован и повешен, и как это было принято в те суровые времена, его тело было оставлено на виселице в назидание другим. Его родители тем временем продолжили свое печальное путешествие в Сантьяго, а по пути домой снова пришли в Санто Доминго. Дойдя до площади с виселицей, они обнаружили, что их сын все еще жив и даже разговаривает.




По крайней мере, молодой человек с виселицы успел сообщить им, что все это время Св. Доминик (по другой версии, это был сам апостол Иаков) поддерживал его тело на весу, не дав веревке затянуться. Когда местному судье сообщили, что осужденный по навету и повешенный молодой паломник жив, тот ответил, что юноша может быть жив не более, чем жареные петух и курица, лежащие перед ним на тарелке. В ответ на эти слова ужин судьи немедленно ожил и закукарекал.

Петуха и курицу в клетке меняют каждый месяц на новых, а местная легенда гласит, что все эти птицы являются потомками той, первой пары кур гриль.

Легендарный курятник в Санто Доминго де ла Кальсада был известен на паломнических маршрутах, а художникам нравился мелодраматический сюжет. Вот фрагменты алтаря Двенадцати апостолов из немецкого Ротенбурга с красочным комиксом Фридриха Херлина от года 1466-го.




На этой панели группа паломников ужинает. Пилигримы в паломническом облачении (на широкополых шляпах у них раковина морского гребешка, символ Св. Иакова), манеры за столом самые простецкие - едят руками, перед каждым лежат ломоть хлеба , нож и чаша. Легенда говорит о подставной улике - серебряной посуде. Видимо, едоки остановились в альберго для богатых паломников, по нынешним меркам - все пять звезд. Простые паломники не могли позволить себе такую роскошь. Хозяин харчевни (в немецкой версии легенды он - главный злодей и наветчик) прячет драгоценную чашу в паломнической мешок.

Вот пилигримы возвращаются из Сантьяго де Компостела обратно в Санто Доминго и видят своего товарища на виселице, но живого.



Кульминация. От судьи сбегает его ужин: ожившие петушок и курица оживают и срываются с вертела:



Вернемся в собор.
















Музей собора. Здесь собрана целая группировка маленьких деревянных вирхенес. Очень милы своей наивностью. Палка-палка, огуречик...










Святой Доминго согласно легенде сам подготовил свою гробницу - ровно в середине дороги, которую он обихаживал. Много лет спустя при строительстве нового храма могила стала частью интерьера собора. В 1958 году под мавзолеем был устроен склеп, где теперь лежат мощи святого. Скульптура над ним и ангельский барельеф - начало XIII века.




Св. Доминго на смертном одре и ангелы вокруг него. Алебастровое надгробие первой половины XV века.



Арка из мексиканского серебра над скульптурой святого, была подарена собору в 1763 году. Скульптура того же времени.



А это самая старая и самая интересная часть собора, позднероманская.




Колонна с изображением музицирующего царя Давида.

Авторство этой и других капителей приписывается мастеру Леодегариусу, бродячему французскому каменотесу и скульптору, одному из немногих, подписывавших свои работы. В конце 12 века Южная Франция оставалась хранительницей городской культуры и главным экспортером идей, в том числе художественных, в Испанию, по Камино Франсес, французской части пути паломничества к гробнице апостола Иакова.










Паломничество во все времена было делом рискованным. Поиски духовного спасения или физического исцеление могли закончиться болезнью, травмами или даже смертью. Поэтому правильное туристическое снаряжение пилигримов было делом крайне важным, чтобы сделать путешествие комфортным и безопасным и свести к минимуму риск несчастных случаев и болезней.

Средневековые путеводители для пилигримов, письма и отчеты полны инструкций и советов относительно удобной одежды, теплого белья, непромокаемого плаща и износостойкой обуви, - всего, что могло защитить путешественника от стихии. Экипировка комплектовалась также сумой и тростью.



А так выглядят современные паломники.




Они тоже идут по знакам, оставив привычные среду обитания и образ жизни, и вступив в
особое сообщество, где не работает всесильная социальная иерархия. Важен только путь. Мы, хоть и не паломники, тоже пошли по Пути дальше, до следующей остановки.

риоха, Риоха, путь Сантьяго

Previous post Next post
Up