По
совету уважаемого фрэнда
one_sergey обращаюсь еще раз к теме своего недавнего
поста. В нем цитировались две фразы А.Нечаева, одна из которых («А производство свинины по сравнению с СССР выросло») была проиллюстрирована графически, а вторая не получила достаточного сопровождения.
На смену маленьким неэффективным фермам пришли крупные автоматизированные комплексы, - пишет А.Нечаев в 2014 г. о современном состоянии свиноводства. А вот другой автор, Е.Гайдар, воспроизводя в 2006 г. в "Гибели империи" строки из учебника 1999 г. Е.Серовой "Аграрная экономика",
утверждает как бы от своего имени, что «комплексы пришли» гораздо раньше, в начале 1970-х:
Для обеспечения возрастающего спроса населения на продукты животноводства в начале 1970-х годов был взят курс на строительство животноводческих комплексов, который, в свою очередь, обусловил резкий рост доли зерновых в кормовом балансе. Отечественное растениеводство было не в состоянии обеспечить возросшую потребность в комбикормах. Государство не только затратило значительные средства на строительство животноводческих комплексов-гигантов, но начиная с 1973 г., было вынуждено во все возрастающих объемах тратить валютные ресурсы на импорт фуражного зерна и зернобобовых.
Кто прав?
Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от "О развитии производства продуктов животноводства на промышленной основе" было принято 16 апреля 1971 года. В нем говорилось:
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что осуществляемые в последние годы в ряде областей, краев и республик мероприятия по дальнейшей специализации и концентрации животноводства и созданию в совхозах и колхозах крупных животноводческих комплексов по производству свинины, говядины и молока на промышленной основе позволяют увеличить производство продукции, снизить затраты кормов, значительно уменьшить потребность в рабочей силе для обслуживания скота, более эффективно использовать животноводческие помещения и оборудование и за счет этого повысить рентабельность производства продуктов животноводства.
Достигнутый в настоящее время уровень развития машиностроения, строительной индустрии, комбикормовой и микробиологической промышленности в стране дает возможность уже в текущей пятилетке шире развернуть строительство вблизи городов в совхозах и колхозах крупных комплексов по производству свинины, говядины и молока, что позволит создать необходимые условия для дальнейшего развития производства животноводческих продуктов и ускорения технического прогресса в сельскохозяйственном производстве.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР постановляют:
<…>
Принять предложение ЦК компартий и Советов Министров союзных республик, Министерства сельского хозяйства СССР и Госплана СССР о строительстве 1170 крупных государственных комплексов по производству продуктов животноводства на промышленной основе - мяса (в живом весе) в количестве 1,3 млн. тонн и молока в количестве 2,1 млн. тонн в год.
Большая советская энциклопедия уточняет:
В 1971-75 намечено построить 1170 крупных государственных комплексов по производству продуктов животноводства, в том числе: 228 комплексов для выращивания и откорма свиней (на 108, 54, 24 и 12 тыс. голов каждый)
Так, может, не выполнялось постановление? Не строились комплексы?
Энциклопедический Сельскохозяйственный словарь 1989 г.:
Наиболее эффективна технология крупных государственных свиноводческих комплексов на 54 и 108 тыс. откормочных свиней в год. В 1985 году имелось 599 промышленных комплексов разной мощности, на которых было произведено около 31% всей свинины, полученной в общественном секторе сельского хозяйства.
Конечно, можно попытаться истолковать фразу Нечаева о «крупных комплексах» таким образом, что они полностью заменили советскую инфраструктуру свиноводства. Или таким, что маленьких ферм теперь не существует. Или придумать еще что-то столь же экзотическое. А лучше обратиться к
лекции того же А.Нечаева, прочитанной 10 ноября 2011 г.:
Но весь корм для скота импортировался, соответственно, все снабжение населения крупных городов животноводческой продукцией - мясом, молоком, всё базировалось на импортных кормах, в конечном счете.
Как видим, тут А.Нечаев был солидарен с коллегой Е.Гайдаром. Остается понять, как по мнению автора соотносятся «маленькие фермы» и «снабжение населения крупных городов животноводческой продукцией», поскольку импортное зерно в виде комбикормов попадало в основном как раз на крупные животноводческие комплексы.
Государственные комплексы по выращиванию и откорму 12 и 24 тыс. свиней в год и государственные комплексы по производству молока на 800 и 1200 коров обеспечиваются в основном кормами собственного производства; государственные комплексы на 600 коров мясных пород и все колхозные и межколхозные комплексы обеспечиваются всеми видами кормов собственного производства. Для производства полноценных комбикормов хозяйствам выделяют белково-витаминные добавки из государственных ресурсов. Промышленность снабжает К. ж. заменителем цельного молока, предназначенным для выпойки телят и поросят. В состав государственных комплексов по выращиванию и откорму 108 тыс. свиней в год входят государственные комбикормовые заводы.