Злоба дня

Aug 02, 2013 02:02

Размышления на тему, детально преподнесенную susel2 здесь, преследуют последнее время и меня. С тем же самым неутешительным выводом: «За агрессивным взвинчиванием массовой истерии просматривается далеко идущий, аккуратно осуществляемый, в практическом деле опробованный (см. Беларусь, 2010) сценарий».
Эти умозаключения вызвали шквал откликов фанатов с обвинениями в эмоциональности, беспочвенности и т.д. и т.п.
Возьму на себя смелость развернуть утверждение Е.Покровской об аккуратно осуществляемом сценарии.

Вряд ли кто-то будет отрицать, что ключевым событием в развития ситуации стало оглашение приговора 18 июля. Вот отсюда и начнем.
Переход Навального в статус политзаключенного разом обнулил все существовавшие до того претензии к тем или иным его действиям, к которым каждый был вправе относиться по-своему.  С этого момента его фигура могла стать символом единения, в город вышли разные люди, а вовсе не только его рьяные сторонники:

«Безнадега», - резюмировал кто-то в курилке. Ее, безнадегу, надо было куда-то деть. И я пошла на Манежку. Написавшая после первой Болотной колонку о том, почему не надо ходить на митинги и заслужившая эпитет «овощ» аж от самой госпожи Удальцовой, 18 июля я пошла на несанкционированный митинг. В поддержку человека, который мне глубоко несимпатичен, которому я не доверяю и которого категорически не желаю видеть у власти.
Многие потом говорили, что пошли туда не за Навального, а за себя. И сама я так думала, продираясь сквозь толпу на Тверской и встречая знакомых, которых не видела месяцами.

Как распорядился наш герой полученным кредитом доверия?
Цитирую хронологию, опубликованную Юрием Староверовым:

Вечером «команда Навального» призывает выйти на несогласованный протест в поддержку Навального: « Наша задача - как можно дольше оставаться на улице» (18:16), « Заполним собой автозаки - тоже стратегия. Их всего 1000. И не уйдем» (18:26), « Не уходим. Не вступаем в конфликт. Помните про цель. Все за одного.» (18:34), « Все в центр» (18:37),  « Кто еще не с нами - позвоните друзьям и приезжайте сами» (18:57).

« ШТОА?) Ну-ну “@lentaruofficial: 19:26 Прокуратура обжаловала арест Навального Да-да, именно прокуратура. Подробности скоро.”» (19:30) Люди пишут, что это уловка, чтобы выманить людей из центра. «Обжалование меры пресечения - это ничто. Быстрыкин должен уйти.» (20:46)

« Мы не уйдем!» (21:57), « Не разойдемся!» (22:53).

И, внезапно: « Растекайтесь по переулкам. Как на счет Новой площади?» (23:07), « Как на счет Новой Площади?» (23:12), « Растекайтесь в переулки, оставайтесь на улице. Гуляем!» (23:27), « есть идея про Новую. Растекайтесь и собирайтесь»,  « новая точка сбора - это памятник Героям Плевны, Новая площадь, Китай-Город. НЕ расходимся! Привозите туда еду и воду» (23:54), « Большая Дмитровка, уходите по переулкам. Идите на Новую», «в переулки все! Дмитровка, не винтитесь », « Не винтитесь» (00:53)

Утром, как ни в чем не бывало, «команда Навального», поблагодарив вышедших вчера, продолжила предвыборную кампанию.

Приоритет подготовки к выборам среди всех иных форм гражданского действия  был недвусмысленно подтвержден буквально через пару дней отменой очередного митинга:
Акцию "Против судебного произвола" планировалось провести на Лубянской площади. Рыклин на своей странице написал, что раз Навальный на свободе и продолжает предвыборную кампанию, то решать, что делать, должен его штаб.

Таким образом, тема, судебного произвола в России отодвинулась и растворилась, несмотря на остающийся в силе приговор тому же Навльному, несмотря на продолжающееся судилище над узниками по Болотному делу, несмотря на то, что не изменилось ровно ничего, за исключением того, что Навальный вернулся к возможности лично участвовать в происходящих в Москве событиях.

События эти вроде бы называются выборами мэра. Для начала, как известно, действующий (хоть и с приставкой и.о.) мэр уже выиграл отборочный тур, самостоятельно определив себе партнеров по этому спектаклю и внятно продемонстрировав тем самым данные ему возможности по управлению процессом. Предполагать, что кто-то из назначенных участников настолько наивен, что допускает, будто бы дирижер может действовать вопреки собственным (читай - системным) интересам, было бы, мягко говоря, преувеличением. Поэтому стОит исходить из представления, что каждый понимает роль, предписанную сценарием. Каковы интересы т.н. системных политиков-оппозиционеров, понятно. Они давно и регулярно принимают участие в предложенных форматах, так что ни малейшей опасности порчи борозды от них ожидать не приходится. А чего власти стоит ожидать от включения в игру нового персонажа? Если до 18 июля такой вопрос имел право на существование, то теперь отпал и он. Мобилизационный потенциал предъявлен во всей красе. Эффективный сбор больших масс, своевременное рассредоточение, отмена назначенного митинга с перенаправлением активности протестующих с общей правозащитной проблемы на частную прикладную.
А какие задачи могут ставить перед собой избранные участники «выборов»? По поводу «системных» вопроса нет, но чего добивается А.Навальный? На этот счет наиболее распространены несколько точек зрения.
Прагматическая. Его активность на выборах вынудит власть пойти на смягчение приговора.
Героическая. Использование трибуны для привлечения новых сторонников.
Фантастическая. Стать мэром.
Несостоятельность первой точки зрения была проиллюстрирована приговором более суровым, чем ожидалось большинством комментаторов. Тем не менее, кампания с тех пор только усиливается. Возможности трибуны возросли многократно. Как она используется? Скандальность риторики увеличила узнаваемость Навального и вызвала отторжение и недоумение даже у тех, кто прежде ему симпатизировал. Коллега Ашурков объясняет произошедшее тем, что лидер действовал «с колес», не остыв от впечатлений суда и узилища (интервью, которое вызвало бурю эмоций, напомню, дано 22 июля). Ну, ладно, одно интервью. Ну, ладно, несмешная шутка на следующий день, 23 июля: «В любой непонятной ситуации - подпаливай Думу». А какими резонами объяснить развернутые интервью начштаба Волкова, наделавшие не меньший переполох, чем заявления босса? Неопытностью? Непрофессионализмом? И какие выводы сделаны? Заметим, что публичные выступления после этого залпа прекратились. А что продолжилось? Да, в общем-то, именно то, что заявлено было, то и продолжилось. Построение команды со всеми присущими этому процессу элементами, но никак не расширение электоральной базы.


Вот, например, из свежего:

Друзья, привет!

Ответим на самый популярный вопрос последних дней: о публикации графика встреч с избирателями.
Дело в том, что мы приняли решение не публиковать его.
Протестировав формат, мы пришли к выводу о том, что он не подразумевает анонсирования: на этих встречах мы хотим видеть вполне определенную аудиторию.
Как вы узнаете о встрече в своем районе? - У вас во дворах и ящиках появятся объявления.
Как увидеть Навального, если нет листовки в ящике? - Будут встречи с избирателями в больших ДК, которые мы анонсируем заранее.
Как еще пообщаться с Алексеем? - Становитесь нашим волонтером, приходите на кубы, участвуйте в агитации. Алексей общается с командой на закрытых мероприятиях для активных сторонников =)

Надеемся на понимание,
Штаб Навального.


Интересный подход к популяризации собственных взглядов - не анонсировать встречи с избирателями.
Кстати, как обстоят дела с теми самыми взглядами, популяризация которых перекрывает ущерб от  легитимизации собственным присутствием выборов Собянина? Какова цель, оправдывающая такие средства? Белоленточный слоган «За честные выборы!» вспоминать не с руки после получения селективной поддержки из рук той самой власти, против которой собрался бороться. Не говоря уж о послевкусии от действий по получению поддержки  Координационного совета оппозиции. Что дальше?
«Свободу политзаключенным!» Это ли ни главное требование Болотной, ставшее с тех, уже давних, пор только более актуальным!?

Закономерно, что несправедливость, сотворенная в Кирове, способствовала усилению политической популярности Алексея Навального. Он вправе ей распоряжаться так, как подсказывает ему политическое чутьё. Но если по совести, то условный месяц, подаренный ему Путиным для участия в «кремлёвской разводке», использовать надо бы исключительно для привлечения внимания к делу «узников Болотной». Что есть в сегодняшней российской жизни более важное, чем защита человека от физического и нравственного надругательства! Алексей Навальный, испытавший на собственной шкуре всего несколько дней назад, что такое тотальное беззаконие и несправедливый приговор, чувствовать это должен как никто другой из оппозиционных политиков.

Увы. Отказ от акции «Против судебного произвола» логично продолжается предложением для освобождения политзаключенных голосовать за избрание Навального мэром Москвы. Это, мол, лучшее, что можно сделать. Де факто вопрос о политзаключенных снят, обозначив переход от героической версии к фантастической.

Итак. К настоящему моменту имеется активный деятель со сплоченной командой. Реализуется задача не расширения поддержки, а концентрации сил, идет работа по формированию навыков командной работы. В условиях фактического отказа лидера от идей, на волне которых произошло его выдвижение, в команде остаются люди, преданные не идее, а лично лидеру. Блестящие способности к переформатированию задач были продемонстрированы лидером в прошлом. Вспомним анти-Магнитский закон, принятие которого дало представление о полном провале концепции голосования «за любую партию, кроме…» Все партии практически единогласно встали на защиту права не только жульничать и воровать, но и убивать. Что же наш герой? Посыпал голову пеплом? Нет. Предложил активнее записываться в наблюдатели и члены УИКов.
Думаю, ни у кого нет сомнений, что без фальсификаций и на предстоящих выборах не обойдется. Нетрудно догадаться, что они не останутся незамеченными. Нетрудно также представить, что любой результат, полученный Навальным, не удовлетворит его продвинутых сторонников. Дополнить эту гремучую смесь может приведение приговора в исполнение со взятием под стражу в тот же самый день после выборов. Остается ли вопрос, как будет действовать сплоченная команда?
Здесь уже не столь важна массовость. В случае с лукашенковскими выборами 2010 г. основная масса демонстрантов собралась с мирными намерениями, но невесть откуда взявшиеся погромщики перевели ситуацию в другую плоскость.
Говорят, раз в жизни стреляет и незаряженное ружье. Но ожидание того, чтобы не выстрелило заряженное, похоже на «русскую рулетку».

Продолжение здесь.

я не люблю

Previous post Next post
Up