Анализ текста Е.Гайдара "Гибель империи" по ключевым словам "зерно" и "голод".
Перечень предыдущих картин -
в верхнем посте.
Глава под названием «СССР - крупнейший импортер продовольствия» заканчивается. Основные идеи, которые будут использоваться в книге в дальнейшем, сформулированы.
Авторская концепция Е.Гайдара по зерновой тематике заключается в следующем:
· Импорт зерна в СССР был вызван проблемами снабжения.
· Проблемы снабжения стали причиной массовых закупок зерна за рубежом в 1963 г.
· Упоминания о существовании государственного резерва зерна заканчиваются 1963 годом.
· Ситуация 1963 г. и последующее развитие связаны с ошибками Хрущева по освоению целинных земель.
· Иных ключевых событий в развитии зернового импорта не отмечается, перелом 1972 года игнорируется.
· Размеры зернового импорта определялись погодными условиями.
· Импорт зерна и продовольствия был основной причиной продажи золота и займов за рубежом.
· Зерно и продовольствие стали основной статьей импорта.
· Сокращение импорта продовольствия было невозможным из-за неэффективности сельского хозяйства и растущего потребления.
· Для производства продукции животноводства требовалось все больше фуража, который и закупался по импорту. О ключевой проблеме несбалансированности кормов - ни слова.
· Собственного зерна не хватало для производства хлеба.
Как показал анализ, ни одно из этих утверждений не является достоверным.
Тем не менее именно на перечисленные тезисы автор опирается в последующем изложении своей версии «гибели империи».
Далее привожу оставшиеся цитаты по теме, комментируя только изредка.
Глава 4, § 6.
На фоне высоких цен на нефть, СССР, тем не менее, в 1979-1981 гг. сталкивается с проблемой финансирования дефицита текущего платежного баланса. Причиной, как обычно, стали аграрные проблемы: три года низких урожаев, вынужденное увеличение импорта зерна.
Глава 4, § 7.
В 1985-1986 гг. цены на ресурсы, от которых зависел бюджет Советского Союза, его внешнеторговый баланс, стабильность потребительского рынка, возможность закупать десятки миллионов тонн зерна в год, способность обслуживать внешний долг, финансировать армию и ВПК, упали в несколько раз.
Глава 5, § 1.
Если цены на сырье в долгосрочной перспективе остаются низкими, а это случается нередко, то с течением времени выясняется, что обслуживание государственного долга обходится все дороже, доверие к стране-заемщику падает. Через два-три года становится ясно, что ни на каких условиях привлечь кредиты невозможно, валютные резервы истощены, страна вынуждена приостановить платежи по внешнему долгу, сократить импорт. Производство, уровень жизни падают. Проблемы, которые встали перед руководством страны, столкнувшейся с внешним шоком, не исчезают. Они переходят по наследству к тем, кто приходит на смену прежним властям. Но решать их при выросшем внешнем долге сложнее.
Симметрично может развиваться ситуация, когда страна сильно зависит от масштабов закупок и цен на продукты, доминирующие по каким-либо причинам в ее импорте. Например, для СССР на длительное время таким продуктом стало зерно.
Не удержусь от замечания, что это утверждение - одно из самых одиозных, поскольку зерно никогда не доминировало в импорте СССР.
Глава 5, § 1.
Для обеспечения возрастающего спроса населения на продукты животноводства в начале 1970-х годов был взят курс на строительство животноводческих комплексов, который, в свою очередь, обусловил резкий рост доли зерновых в кормовом балансе. Отечественное растениеводство было не в состоянии обеспечить возросшую потребность в комбикормах. Государство не только затратило значительные средства на строительство животноводческих комплексов-гигантов, но начиная с 1973 г., было вынуждено во все возрастающих объемах тратить валютные ресурсы на импорт фуражного зерна и зернобобовых.
Еще одна незамутненная ложь: не было резкого роста доли зерновых в кормовом балансе в начале 70-х. Доля концентрированных кормов в расходе всех кормов выросла в общественном животноводстве с 24% в 1965 году до 33,6% в 1970 году и лишь до 34,4% в 1975 году.
Нельзя не отметить вновь передергивание ключевого года изменения внешнеторговой политики Советского Союза - перелом произошел в 1972 г. Кроме того, в одинаковых масштабах по импорту закупалось фуражное зерно и пшеница. Зернобобовые составляли не более 10% импорта при постоянной нехватке белкового сырья для производства комбикормов.
Глава 5, § 2.
К моменту, когда Советский Союз столкнулся с внешнеэкономическим шоком середины 1980-х годов, он был тесно интегрирован в мировой рынок …, был не только экспортером топливных ресурсов, но и крупнейшим в мире импортером зерна и одним из крупных импортеров продовольственных товаров. С социально-политической точки зрения сокращение потребления продуктов питания по сравнению с привычным уровнем, - опасно для власти в любом обществе.
Глава 5, § 2.
Эта отрасль производства [птицеводство - М.Г.] в СССР с начала 1970-х годов практически полностью зависела от массовых закупок кормового зерна по импорту. За ростом поголовья в период высоких цен на нефть, - последовало его резкое сокращение в то время, когда цены упали. Этот процесс должен был начаться уже в 1986 г. Его отсрочка до 1990 г. была обеспечена ценой быстрого роста внешнего долга. После исчерпания валютных резервов и возможностей внешних заимствований, поголовье птицы сократилось до уровня, который предшествовал началу массового зернового импорта.
О птице подробней
здесь и
здесь.
Глава 5, § 2.
Когда цены на нефть падают, резко сократить импорт важнейших продовольственных товаров, в том числе зерна, невозможно. Поддерживать на прежнем уровне - тоже. Хорошие урожаи, обусловленные погодными условиями 1986 и 1987 гг., позволили советскому руководству сгладить последствия резкого падения цен на нефть, увеличить объем заготовок внутри страны, временно сократить закупки зерна за конвертируемую валюту. Расходы на его импорт снизились на 2-3 млрд долл. Однако 1988 г. показал, что это лишь короткая передышка …
По поводу скромного упоминания хороших урожаев 1986 и 1987 годов стоит уточнить, что они почти на 20 млн тонн выше урожая 1985 года. И после короткой передышки 1988-1989 гг. (когда урожаи были выше 1985 г. на 3,4-5 млн т), в 1990 году собран рекордный урожай - 218 млн т (выше, чем в 1986-1987 гг. на 6,6-7,9 млн т).
Глава 5, § 2.
Зависимость урожаев от погодных условий, связанная в том числе с принятым в 1950-х годах решением об освоении целинных земель, как приоритете в аграрной политике, а также сохранившиеся низкие цены на нефть сделали ситуацию с внешнеторговым балансом СССР катастрофической. В этом, а отнюдь не в личных качествах М. Горбачева и просчетах его команды, - первопричина кризиса советской политико-экономической конструкции.
Первопричина кризиса! Не как-нибудь!
Глава 5, § 2.
В середине 1980-х годов … Даже при резком повышении цен, существенное сокращение закупок зерна за рубежом могло бы привести к возникновению дефицита хлеба и кормов, необходимых для производства продукции животноводства.
Глава 5, § 4.
В 1989-1990-х годах на нарастающий кризис торгового баланса СССР накладывается еще один параметр - низкие урожаи зерновых в мире, превышение мирового спроса над предложением, формирование рынка продавца. Особенно сильно выросли цены на пшеницу (см. табл. 5.20).
Читателю вновь предлагается не верить своим глазам, потому что цены на пшеницу в 1990 г. снизились, что следует даже из предложенной таблицы. Заметим, кстати, что в 1991 году снижение мировой цены на пшеницу продолжилось.
Глава 6, § 2.
Но золотой запас СССР, который с начала 1960-х годов служил источником финансирования экстренных закупок зерна во время неурожаев, к середине 1980-х годов невелик.
Замечание по поводу размера золотого запаса. В другом месте Гайдар утверждал, что в середине 80-х золотой запас был велик как никогда (по сравнению с пиками 60-х и 70-х: 1082,3 т в 1963 г. и 1243,7 т в 1972 г. - Р.Г.Пихоя. Советский Союз: история власти 1945-1991. М.: РАГС, 1998, С.370).
Из 1300 тонн золота, которые достались большевикам от царя и которые еще были на 1985 год, на протяжении последних шести лет было промотано 4/5 и остались жалкие остатки. Только в 1990-1991 годах из страны было вывезено 800 тонн золота. Гайдар Е.Т. Записки из зала. М. Евразия, 1995, С.5.
Но вернемся к тексту «Гибели империи». В завершение автор обрушивает на читателя лавину официальной партийно-правительственной переписки конца 80-х - начала 90-х годов, свидетельствующую о серьезных проблемах в распределении хлебных ресурсов, что по замыслу автора должно окончательно убедить читателя в отсутствии зерна в стране.
По прочтении книги читателю остается сделать единственно верный вывод: как повезло России, что в трудный момент у руля оказался Гайдар и отвел угрозу голода!
А как он это сделал,
Гайдар рассказал сам, отчитавшись VII Съезду народных депутатов РФ 2 декабря 1992 г.:
В основу своей работы мы положили простой принцип: если старая система управления все равно не работает, в каждый данный момент надо пытаться делать все для того, чтобы запустить рыночный механизм.
И как же был запущен рыночный механизм в торговле зерном, в этой самой ключевой точке?
За год мы получили возможность привлечь примерно 14 миллиардов долларов кредитов в виде двусторонних кредитов и кредитов международных финансовых организаций, на этой основе, особенно весной прошлого года, профинансировать критический импорт, в первую очередь импорт зерна…
Критический импорт зерна в Россию 1992 году составил 28,9 млн т.
Каковы были государственные стратегические резервы зерна России на 1 января 1992 года, неизвестно. Какими могли быть стратегические резервы СССР к 1991 году
здесь и
здесь.
Эпилог
В главе «СССР - крупнейший импортер продовольствия» было еще одно упоминание о зерне. В сноске:
В. Крючков пишет: «Соединенные Штаты пока могут спокойно обходиться без нас, а вот наша проклятая зависимость от них по зерну сделала нас - Советский Союз […] - заложниками этих отношений». См.: Крючков В. А. Личное дело. М: Олимп ACT, 1996, Ч, 2. С. 95.
В издании 2003 года такой цитаты не находится. (
Крючков В. А. Личное дело. М: Эксмо, 2003). Это неудивительно, потому что издание 2003 года представляет собой расширенную версию первой части, а приведенные слова - из второй. Но не только поэтому. К тому времени слова перестали быть актуальными. Цитата без купюр выглядит так: «Соединенные Штаты пока могут спокойно обходиться без нас, а вот наша проклятая зависимость от них по зерну сделала нас - Советский Союз, а теперь Россию - заложниками этих отношений».
Россия перешла к устойчивому положению нетто-экспортера зерна в 2001 году, ранее попав в эту категорию в 1995, 1997 и 1998 годах. В 2002 году чистый экспорт зерна составил 12,9 млн т.