Незавершенный прогноз

May 12, 2014 23:05

В отличие от МИД РФ, чьё предсказание пятилетней давности о том, что признание независимости Косова вызовет волну насилия на Балканах, не подтвердилось, Е.Т.Гайдар семь лет назад оказался существенно более удачливым прорицателем.
Правда, экономические прогнозы этого автора, высказанные там же и тогда же (17 июня 2007 года в интервью Е.Альбац), сейчас могут вызвать улыбку: «Нас власти просили проанализировать этот вопрос серьезно, что само по себе приятно, потому что показывает, что они что-то поняли. Мы пытались проанализировать наихудший или мало-мальски реалистичных сценариев. Я могу сказать, что до 2010 г. мы не нашли сценария реалистичного, который приходит к кризису, дефолту. То падение цен на нефть, которое было в 1998 г., из-за которого был дефолт - сегодня российская экономика, с ее золотовалютными резервами, стабилизационным фондом пройдет так, что никто этого не заметит».
Зато попадание в политические реалии - 100%-ное!

Е.АЛЬБАЦ: <…> Скажите, пожалуйста, вы полагаете - те планы, которые предлагаются сегодня в ООН - независимость Косова и возражения России по этому поводу - у вас есть какое-то свое представление, что же все-таки делать с этой проблемой, поскольку очевидно, и все говорят о том, что если не решить проблему Косова, то Балканы будут постоянно угрозой новой войны?
Е.ГАЙДАР: Да, я, к сожалению, в курсе этой проблемы в самых технических деталях - предпочел бы не быть. Как и с проблемой противо-иранских ракет. Гораздо был бы здоровей. Обсуждал, и многократно, с руководством стран, которые включены в процесс принятия решений. Меня просили объяснить, нужно ли как-то российскому руководству представить убедительные аргументы, что Косово - это специальный случай, что его нельзя трансформировать на решение проблем других непризнанных государств. И я сказал моим американским коллегам, с которыми у меня прекрасные отношения, что если бы я пришел в открытый, прямой эфир, скажем, Первого канала российского телевидения, и попытался повторить те аргументы, которые они мне приводили в пользу того, что это абсолютно уникальный случай, но если бы я проиграл теледебаты с отношением 1:10, это был бы какой-то феноменальный результат. Потому что продать эту тему российскому обществу, рассказав, что Косово это совершенно одна история, а Южная Осетия - это совершенно другая история - ну, я не знаю, как. Может быть, кто-то знает, но я не знаю. И я абсолютно убежден, что российская элита разделена по вопросу о том, нужна нам заварушка в Закавказье, или нет. Я прекрасно представляю людей, которые просто будут аплодировать одностороннему решению США, и, скажем. Неких западных стран - о независимости Косова после того, как Совет безопасности не примет по этому поводу решения, потому что мы наложим «вето».

Е.АЛЬБАЦ: А вы убеждены, что мы наложим «вето»?

Е.ГАЙДАР: Я практически убежден.
<…>
Е.ГАЙДАР: Я скажу так - российская политическая элита по этому поводу разделена. И там идет большая как всегда бывает, когда вы закрываете публичную политику, там всегда у вас появляется схватка бульдогов под ковром. И есть люди, которые совершенно не хотят у нас по этому поводу конфронтации с Западом. Боюсь, что они могут - если они выиграют эту битву, то замечательно. Но боюсь, что они могут не выиграть. Тогда мы получаем сценарий: наше «вето» - одностороннее признание. К счастью, Блэр все-таки… разумное предложение Саркози - чтобы не форсировать этот вопрос. После этого мощнейший напор на наши органы власти с тем, чтобы мы - ну а как же иначе - мы должны немедленно признать независимость Абхазии и Южной Осетии. А после этого у нас бардак в Закавказье. Кстати, в этой ситуации очень трудно уйти от власти, между прочим. Как же можно бросить страну в состоянии такого беспорядка? Это очень такие связанные вопросы.

Е.АЛЬБАЦ: То есть, вы полагаете, что если, не дай Бог... если будет предоставлена независимость Косово, то Россия признает независимость Южной Осетии и Абхазии…

Е.ГАЙДАР: С высокой степенью.

Е.АЛЬБАЦ: За этим начинаются какие-то столкновения с Грузией…

Е.ГАЙДАР: Мы вынуждены…

Е.АЛЬБАЦ: И это создает основы для третьего срока В.Путина - я правильно поняла вашу логику?

Е.ГАЙДАР: Абсолютно правильно. Мы вынуждены после этого вносить изменения в Конституцию.

Е.АЛЬБАЦ: Почему?

Е.ГАЙДАР: ну а как же? Можно ли оставить страну в состоянии такого беспорядка? Что же тут… вы что думаете, что за два дня, что ли, они примут изменения в Конституцию?

Е.АЛЬБАЦ: Все-таки для того, чтобы изменить Конституцию, необходимо одобрение двух третей законодательного собрания…

Е.ГАЙДАР: Ой, я вас уверяю, что при нынешней устроенной политической системе, если надо будет, за два дня все одобрят.

Е.АЛЬБАЦ: Понятно. Это интересно. То есть, вы считаете, что Косово может стать в результате, через долгую цепочку, оправданием третьего срока В.Путин. Кстати, вас спрашивают - кто-то из Тольятти написал - «Как можно противостоять операции «преемник», что можно сделать, чтобы не допустить третьего срока Путина - ведь понятно, что это будет закрытая страна». Или это не будет закрытая страна, если Путин пойдет на третий срок?

Е.ГАЙДАР: нет, не будет закрытая страна. На самом деле, когда мне рассказывают, что у нас тоталитарный режим в нынешней России, мне это как-то странно слышать, потому что я жил при тоталитарном режиме, я знаю, что это такое. Да, мне не нравится то, что происходит в политической системе. Я абсолютно искренне убежден в том, что функционирующая демократия России нужна, что страна абсолютно достаточно зрелая для того, чтобы иметь функционирующую демократию. Только когда мне рассказывают, что нынешний режим тоталитарный - я в это не верю. Я жил в тоталитарном режиме.

<…>
Е.АЛЬБАЦ: <…> Мне тут слушатели напоминаю, что мы с вами так и не ответили на вопрос - что можно сделать, чтобы предотвратить операцию «преемник». У вас есть какие-либо рекомендации, или вы полагаете, что операция «преемник» совсем не так плоха, как некоторым либералам кажется?

Е.ГАЙДАР: По крайней мере, я не знаю рецепта по этому поводу. Я не обязан отвечать на все вопросы.

Е.АЛЬБАЦ: Конечно.

Е.ГАЙДАР: Не знаю.

Е.АЛЬБАЦ: Но вы не думаете, что это такой опасный вариант, да?

Е.ГАЙДАР: Мне бы этого… мне в принципе не нравится неработающая демократия. Я считаю, что построение рабочей демократии в России - это стратегически важнейшая задача для моей страны. И я убежден, что мы сумеем ее решить. Вопрос только в том, что не обязательно думать, что мы сможем это решить за несколько месяцев. Здесь мы обсуждаем вопрос о годах - я абсолютно убежден в том, что в России будет демократия.

Все, как по нотам:
- непризнание Россией независимости Косова;
- битва теми бульдогами, которые не желают конфронтации с Западом, проиграна;
- война с Грузией;
- признание Россией Южной Осетии и Абхазии;
- легко одобренные изменения в Конституции;
- третий срок ВВП.

А дальше? Дальше Егор Тимурович упорно пасует: «нет, не будет закрытая страна», «не верю»,  «не знаю». Это же просто крик души: «Я не обязан отвечать на все вопросы».

Самое интересное, что ответ на вопрос об опасности такого развития событий Е.Т.Гайдар знал. Он сказал об этом годом ранее в своей книге «Гибель империи», подписанной в печать 12 мая 2006 года:

Роспуск империй в XX в. - составная часть процесса глобальных изменений, который называется современным экономическим ростом. Людям, попавшим в маховик истории, от этого не легче. Апелляция к их чувствам - сильное средство политической борьбы. Здесь можно вспомнить сталинское - «братья и сестры». В устах человека, погубившего миллионы сограждан, слова звучат кощунственно. И тем не менее это был политически эффективный ход. Такой же, как спекуляции на проблемах русских, оказавшихся за рубежами России, или обращение к постимперскому сознанию.
Историки и литераторы, разжигающие в полиэтнических образованиях радикальный национализм, неприятие живущих рядом народов, напоминающие об исторических обидах, причиненных когда-то соплеменникам, должны понимать, что они прокладывают дорогу этническим чисткам и страданиям миллионов людей. К сожалению, даже свой опыт нечасто учит чему-то. Чужой - почти никогда. Но если мы не извлечем уроки из того, что произошло с нашей страной и другими империями в XX в., то можем стать угрозой миру. Это самое страшное, что может случиться с Россией.

Прошло восемь лет. Случилось.

Гибель империи, круги на воде, Гайдар, былое и думы

Previous post Next post
Up