Этот призыв не раз высказывали мои собеседники. Правда, прояснить те конкретные вопросы, по поводу которых делалось такое предложение, так и не удалось. (
Вновь о пользе чтения,
Была не была!,
Всё сметено?,
Где разруха?,
"Это документ, между прочим...")
Попробуем пойти другим путем и рассмотреть вопрос «угрозы голода» (он же - «угроза нарушения снабжения крупных городов») на понятийном уровне.
«Развилки новейшей истории России», с 59-60: «Продовольственный кризис слишком глубок, шансов уйти от голода и связанных с ним катаклизмов до нового урожая нет. Тогда было принято решение о полномасштабной либерализации цен».
В этом абзаце угроза продовольственного кризиса впрямую увязывается с периодом до нового урожая, что, в первую очередь, ассоциируется с нехваткой зерна и, соответственно, хлеба. И формулируется единственное решение - либрализация цен, что, естественно, в такой логической связке, да с применением уточнения «полномасштабная» должно подтолкнуть читателя к мысли, что цены на хлеб и зерно освобождены в первую очередь. Тем более, что страницей ранее (с.58) проблема была сформулирована предельно четко: «Но и объяснить людям, что хлеба с февраля-марта 1992 года до июля не будет, невозможно».
Что же было предпринято?
Указ «О мерах по либерализации цен» подписан 3 декабря 1991 года. В нем сказано, что «переход, в основном, на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги» произойдет со 2 января 1992 года.
Первый звонок. Если надвигается голод, который можно разрешить путем либерализации цен, то как же можно ждать месяц?
Второй звонок. Если подчеркнуто, что необходима «полномасштабная» либерализация, а проводится «в основном», может ли проблема быть разрешена успешно?
Третий звонок. Если грозит нехватка хлеба, к чему может привести фиксация цен на хлеб (а сделано именно это, см.
приложение к указу №2)?
Фиксированные цены на хлеб в случае нехватки всех видов продовольствия и освобождения цен на все остальные продукты приведут к серьезным перебоям в снабжении хлебом в связи с ажиотажным спросом на него.
Фиксированные цены на хлеб в случае нехватки ресурсов для его производства никак не могут облегчить ситуацию.
Если же цены все-таки зафиксированы ответственным правительством, значит, оно уверено в бесперебойности поставок этого важнейшего продукта. Значит, оно уверено, что доступность других видов продовольствия приведет к ситуации, когда на хлеб не возникнет ажиотажного спроса. Следовательно, у правительства есть информация, что ресурсы зерна (муки, крупы) и других продуктов имеются.
Надо сказать, что правительство оказалось право в своем расчете на то, что ресурсы имеются. Несмотря на повышение спроса на хлеб, вызванное замещением хлебом подорожавшего продовольствия в структуре питания, и несмотря на снижение производства хлебобулочных продуктов в связи с регулированием цен на них (бюджетные субсидии не успевали за возросшими расходами хлебокомбинатов), все-таки ажиотажного спроса на хлеб не возникало.
Если бы, на самом деле, не хватало зерна (муки, крупы), наряду с другими продуктами, во избежание голода без карточек на дешевый хлеб обойтись бы не удалось.
«При этом я хочу заметить, что тогда ресурсов для импорта продовольствия за счет перепродажи нефти не было. Это важная вещь, которую многие не понимают: Гайдар не проводил либеральные или не либеральные реформы. Я вообще не знаю, можно ли назвать то, что в 1991 или 1992 году делал Гайдар и его правительство, реформами. Это был набор необходимых мер, которое должно было бы делать любое ответственное правительство».
Альфред Кох. Стенограмма лекции "Некоторые мифы о реформах 90-х" При этом, я хочу заметить, информации о приобретении зерна государством внутри страны по рыночным ценам обнаружить не удается, зато известно, что импорт зерна в первом полугодии 1992 года был велик как никогда.
Объяснения этой ситуации в книге нет.