May 13, 2013 11:22
Название книги «7 навыков высокоэффективных людей» вполне тривиально и не выделяется на фоне сотен и тысяч книжонок с похожими названиями. Книжная псевдопсихологическая макулатура, в названиях которой часто можно встретить магические числа, типа 7 ступеней к успеху, 21 правило счастья, истории про богатых и бедных пап и прочих родственников, заполняет теперь полки книжных магазинов. В предисловии ко всем этим творениям гарантирован успех во всем: быстрое обогащение, сексуальная неотразимость, мгновенное похудение, карьерный взлёт. Каждый, кто их купит, получит то, чего ему так хотелось, но никак не удавалось добиться. Книга С.Р.Кови похожа на подобную литературу названием, но на этом сходство заканчивается.
С.Кови закончил Гарвардскую школу бизнеса и сделал блестящую карьеру, проводя консультирование и обучение по вопросам персонала и управления в самых крупных компаниях страны. В своей работе он использовал самые современные приемы, повышающие эффективность кадров: позитивное мышление, развитие лидерских, коммуникативных, волевых, качеств. Тренинги по управлению временем, людьми и пространством и пр.пр., т.е. весь набор средств, которые позволяют человеку выглядеть, как самый настоящий преуспевающий топ-менеджер, а, соответственно, и стать им.
Лет через 20 своей плодотворной работы С.Кови столкнулся с проблемами личного характера - невозможностью развить стандартный набор качеств успешного человека у своего собственного сына. К счастью, Кови оказался человеком наблюдательным, думающим и с одним скрытым, недопустимым для успешного человека дефектом - совестью.
А задумавшись, он стал анализировать успешность своей работы за последние 25 лет. И выяснил, что многие из его клиентов, добившихся высоких результатов в выбранной ими области, лишились чего-то без чего эти результаты не принесли им счастья.
В начале своей книги он приводит отзывы некоторых из них.
Я достиг всех целей, которые перед собой поставил, и добился огромного профессионального успеха. Однако за это я поплатился своей личной и семейной жизнью. Теперь я уже не знаю своей жены и своих детей. Я уже не уверен, понимаю ли я самого себя
и знаю ли, что для меня важно. Теперь я спрашиваю себя - а стоила ли игра свеч?
Я принялась за новую диету - вот уже в пятый раз за этот год. Я знаю, что излишне полна, и очень хочу изменить свой облик. Я читаю все новые публикации. Я ставлю перед собой цель. Я даю себе позитивную установку. Говорю себе, что могу сделать это... И ничего не получается. Больше, чем на пару недель, меня не хватает. Похоже, что я не могу сдержать обещания, данного самой себе.
Я прошел столько курсов обучения эффективному руководству кадрами. Я хочу, чтобы мои подчиненные работали с высокой отдачей, и изо всех сил стараюсь вести себя
по отношению к ним дружелюбно и обращаться с ними правильно. Однако с их стороны я не чувствую никакой лояльности. По-моему, стоит мне заболеть и остаться на день дома, они попросту будут бить баклуши. Почему мне не удается научить их быть
самостоятельными и ответственными? Или, может, стоит подыскать других, которые обладают такими качествами?
Мой сын-подросток стал неуправляем, употребляет наркотики. Что ни пытаюсь предпринять, он даже слушать меня не желает. Что делать?
Так много нужно сделать дел, а времени вечно в обрез. Я спешу и ощущаю прессинг времени весь день. Каждый день. Семь дней в неделю. Я посещал семинары по управлению временем и перепробовал с полдюжины всяких систем планирования. Кое в чем они мне помогли, но, все же, я не могу сказать, что живу счастливой, плодотворной и спокойной жизнью, как мне бы того хотелось.
Я хочу научить своих детей ценить труд. Но чтобы заставить их хоть что-нибудь сделать, приходится все время их понукать... и то и дело на каждом шагу слышать жалобы. Легче сделать самой. Отчего дети не выполняют свои обязанности легко и без
напоминания?
Я - человек очень занятой. Но порой я спрашиваю себя, так ли уж важно в конечном счете все то, чем я занимаюсь, По-честному, мне бы хотелось думать, что мое существование не бессмысленно, что и я внес какую-то лепту в эту жизнь.
Когда я вижу, что мои друзья или близкие достигли какого-то успеха или добились определенного признания окружающих, я улыбаюсь и горячо поздравляю их. Но в глубине души меня что-то грызет. Почему так происходит?
Я - сильная личность. Я уверен, что, общаясь почти с кем-угодно, могу повести беседу в нужном мне направлении. Зачастую мне даже удается побуждать других приходить к решению, которое угодно мне. Продумывая каждую ситуацию, я убеждаюсь, что предлагаемые мной идеи являются для всех наиболее предпочтительными. Но все же полного удовлетворения нет. Мне всегда хочется знать, что на самом деле думают обо мне и моих взглядах другие.
Наш брак стал не в радость. Не могу сказать, чтобы мы скандалили; просто мы больше не любим друг друга. Мы обращались к консультанту, перепробовали разные рецепты, но, наверное, просто уже не способны оживить прежние чувства.
С.Кови решил честно разобраться, в чем состоял дефект методик повышения эффективности, который приводил к блестящим краткосрочным результатам и печальным долгосрочным последствиям.
Он поднял 200-летнюю историю исследований о способах достижения успеха и установил, что способы за последние 50 лет кардинально изменились. Раньше для достижения успеха важна была этика характера, а в последние 50 лет - этика личности.
Этика личности или этика внешнего обаяния, привлекательности, респектабельности, компетентности, т.е. всех тех атрибутов, которые нарабатываются сейчас на многочисленных тренингах личностного роста, эффективного руководства, лидерских и прочих имиджевых программах.
«Этика Характера учит тому, что существуют основополагающие принципы эффективной жизни и что человек может испытать в жизни истинный успех и счастье только в том случае, если научится воплощать эти принципы в своем характере» (С.Кови)
Понятно, что процесс распознавания, оценки и даже незначительного изменения характера индивидуален, трудоёмок, не слишком зрелищен, т.е. не даёт такого визуального эффекта, как изменения имиджа. Да, он даёт устойчивые положительные результаты для человека, разобравшегося в себе и выбравшего свой жизненный путь, на котором он неизменно добьётся успеха и будет счастлив, потому что это будет путь открытий, преодолений и свершений, как в личной жизни, так и в профессии. Но это будет путь, на котором ничего без труда не дается, зато и не исчезает, как пыль.
Единственный недостаток метода развития Характера - его не поставить на поток, не превратить в технологию быстрого и массового обучения по аналогии с быстрым питание. В обществе потребления, которое сформировалось в США после окончания Второй Мировой Войны, потребитель властно диктует: «Хочу всё и сразу». Существующая конкуренция заставляет подчиниться продавца образовательных услуг. Появляется позитивная психология, которая обещает всеобщее счастье всем и сразу, независимо от качеств их характера.
Главное - изменить мышление на позитивное.
Не можете?
А мы вам поможем.
Хотите ощущать уверенность в себе и собственную значительность?
Хотите иметь лидерские качества?
Мечтаете о сексуальной привлекательности?
Хотите стать лидером продаж? -
Пожалуйста!
Для каждой вашей мечты есть соответствующий тренинг, пособия, горы литературы, рекламные постеры успешных людей. Целая индустрия успеха.
Что? Вы не чувствуете себя счастливым?
Это потому, что вы недостаточно позитивно мыслите. Самое позитивное мышление у клинических идиотов, правда вид у них не слишком соответствует стандарту респектабельного бизнесмена: открытый рот, блуждающий взгляд, слюни текут, штаны спадают. Зато вглядитесь в его сияющие глаза, поймайте его не затуманенный заботами взгляд, и вы поймете - вот оно счастье.
«Ссылки на Этику Характера в этом случае являются формальными пустыми словами, а истинная ставка делается на быстродействующие техники влияния, стратегию силы, навыки общения и позитивное мышление» (С.Кови).
Для меня эта книга стала глотком свежего воздуха и откровением одновременно. Наконец, на своем тернистом пути первопроходца я встретил единомышленника, причем в США - стране, уже давно ставшей жертвой позитивного мышления.
Мной уже 12 лет назад разработан метод распознавания характера по внешним проявлениям. На основании этого метода я создал методику обучения этим навыкам учеников на авторском семинаре-тренинге «Искусство проницательности». Методика даёт потрясающие результаты: она позволяет увидеть, осознать и развить те качества характера, которые даны человеку от природы, в отличие от методик личностного роста, пытающихся развить лидерские и другие качества, которых у людей нет и быть не может.
Таким образом, я и С.Кови, идя разными путями, пришли к одним и тем же выводам, что зачатки навыков высокоэффективных людей изначально представлены в нашем характере, только их надо увидеть, осознать и научиться ими эффективно пользоваться в том объеме, в котором они у нас есть. Обладаем мы ими каждый в разной степени, вместе с тем их индивидуальное сочетание создаёт ту неповторимую внутреннюю суть личности, которую мы называем талант. Бесталанных людей нет, а есть люди, идущие чужой дорогой. На чужом пути они не могут обрести своего богатства, которым их уже наделила природа.