Спешите видеть и читать

Apr 11, 2013 10:59

«Издревле признанная бездна отделяет друг от друга представление зрительное - и словесное. В иудаизме особенно, в свете запрета на изображение Божественного, еще задолго до Маймонида укоренилась установка, диктующая возможность пускать в ход слова для описания Бога или Его качеств - и немыслимость изображения Его же на холсте или в трех измерениях.
Изображение визуальное стремится заключить в себе свой предмет, тогда как словесное описание оставляет свой предмет свободным, лишь делая знаки в его сторону. Картина, созданная в качестве иллюстрации к какому-либо библейскому сюжету, не оставляет места для воображения зрителя: в самой картине показано, как были одеты персонажи, кто какого был роста и кто где находился в какой-то решающий момент. В отличие от живописи, аггадический мидраш, заполняющий пробелы в библейском повествовании своими собственными нарративами, тем самым наводит на мысль о все новых деталях, которые продолжают оставаться не закрашенными».

Это - цитата из статьи Лены Рохлиной про лекцию Моше Халберталя о Маймониде год назад. Приводим ее апропо грядущей лекции Реувена Кипервассера и Бориса Хаймовича «Мозаика слова. Текст и изображение в раввинистической культуре». На которую еще можно записаться, хотя она уже в ближайшее воскресенье.

цитаты, Борис Хаймович, Реувен Кипервассер

Previous post Next post
Up