Случилось то, на что я намекал в
предновогодней записи:
команды M5.LoL больше нет, а сам проект Moscow Five заморожен на неопределенный срок. Для нашего компьютерного спорта это большой удар и сейчас я постараюсь объяснить почему.
С момента возрождения Moscow Five был взят курс на результаты и быстрое развитие, а не на “ползущую революцию”. Игроки получали хорошие зарплаты, персонала было много и, конечно, были еще весьма существенные издержки, которых можно было бы избежать. Но, как говорится, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Бюджет команды полностью состоял из денег Дмитрия Смелого, а он их не жалел. В глубине души все участники проекта понимали, что долго это продолжаться не сможет.
Когда я пришел в Moscow Five там, помимо 20 игроков, трудились еще человек 10-15 персонала, то есть штат был весьма внушительный, наверное, один из самых больших в киберспортивных организациях и уж точно самый большой в СНГ. Сами же игроки были лучшими в России, а некоторые и в мире. Зарплаты игроков CS состава лишь немногим уступали зарплатам их знакомых из Natus Vincere и, как ни странно, это не значит, что Столяровы и компания получали астрономические суммы, а скорей в Na`Vi платили неплохо но, по украинским меркам. Мы же прекрасно понимаем, что средние зарплаты в Москве и Киеве величины разные, вот и тут так же.
Между тем, в истории русского компьютерного спорта еще не было команды подобной M5.LoL в плане результатов, а постоянно растущая “истерия” в отношении этой игры продолжала надувать пузырь зарплат. Показательным примером этого пузыря служит отсутствие LoL состава в Natus Vincere. Дело не в том, что Александр (ZeroGravity) упускает эту игру из виду, как раз наоборот, а в том, что сейчас для того, чтобы взять хорошую команду надо быть готовым ежемесячно выкладывать, в виде зарплат, как минимум $5 000, а ведь есть еще поездки, суточные. Так, например, запросы средней американской команды начинаются где-то с $2 000 на игрока, а надо учитывать, что мы говорим не о TSM, CLG или Dignitas, где ценник и вовсе астрономический.
Предыдущий абзац направлен на то, чтобы вам стала ясна одна простая истина - при текущем уровне развития компьютерного спорта в СНГ содержать команду уровня M5.LoL практически невозможно. Не знаю, откуда в парнях взялась такая самоотверженность, ведь будучи лучшими в своем деле на протяжении большей части 2012 года они трудились за заметно меньшие зарплаты, чем были у те же CLG.eu, SK или Curse.
Но, вернемся к Moscow Five. Дима с Костей привели в проект двух спонсоров BenQ и msi. Когда эти компании начали сотрудничать с Moscow Five в проекте, как я уже сказал, было 20 игроков и 10-15 сотрудников. С течением времени части начали отваливаться, вначале это был вышедший на пенсию CS, затем DotA2, в результате осталась только половина проекта, что конечно было воспринято спонсорами не лучшим образом. После неприятности с Димой денег стало хватать только на зарплаты M5.LoL, поездки и поддержание базы, о каком-то развитии и речи быть не могло. Тут бы хотелось поговорить о msi, но это только после отмашки Кости. К чему все это? К тому, что без Димы денег от спонсоров, по идее выделяемых на 4 команды, еле-еле хватало на поддержание одного состава. Думать о том, что в 2013 году, имея за спиной команду усохшую на 75-80%, можно будет продлить договор на ту же сумму, было бы безумным оптимизмом.
И тут мы подходим к главному выводу: содержать в СНГ команду уровня M5.LoL финансово проблематично, либо же игроки всегда будут смотреть “на сторону”. League of Legends сейчас самая популярная дисциплина и, даже у меня, предпочитающего DotA2, есть стойкая уверенность, что 2013 год будет годом LoL`a, а это значит что ценность игроков выступавших под тегом M5.LoL только вырастет. Те, кто не успеет войти в LoL до конца первого квартала 2013 будут вынуждены довольствоваться говнокомандой или вообще остаться за пределами этой игры, по крайне мере до того момента, пока этот пузырь зарплат не лопнет, а это рано или поздно случиться и неизвестно будет ли после потрясений приведших к этому событию игра так же популярна.
Печально, но факт: финансовые условия в СНГ не позволяют предложить лучшим игрокам конкурентоспособные условия. Под лучшими игроками я имею в виду тех, кто входит в топ3 мира в популярных дисциплинах, коих сейчас три: League of Legends, Starcraft и DotA2 (выстроил в порядке популярности). Я знаю, что выбрали бывшие M5 и, хотя считаю это несколько авантюрным поступком, все же он намного интереснее похода в Natus Vincere или, не дай бог, в Virtus.pro.