Тайна Александра Кайдановского

Jul 23, 2012 21:21




«Я абсолютно убежден, что без надежды на чудо жизнь теряет реальность, задыхаясь, чахнет, обрастает призывами, плакатами, памятниками. Вместо нее выходит отвратительный муляж»
Александр Кайдановский

23 июля 1946 года родился выдающийся русский актер и  режиссер Александр Кайдановский. Александр Кайдановский - фигура в российском кинематографе весьма таинственная и загадочная. О нем до сих пор не утихают споры. Некоторые считают его гордецом, бабником и хулиганом, другие же говорят о ранимом романтике, настоящем мужчине, всю жизнь стремившемся к созданию семьи, теплого домашнего очага. Наверное, правы и те и другие. В этом году ему могло бы исполнится 60 лет.

Кайдановский закончил театральное училище имени Б. Щукина в 1969 году. В 1973 году он ушел в армию, попав в кавалерийский полк. Именно во время службы в этом полку актер сыграл свою первую «звездную» роль - поручика Лемке в знаменитом фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». С тех пор амплуа белого офицера ему было обеспечено. Сколько он их сыграл не знаю, но только благодаря особому режиссерскому чутью Тарковского Александр Леонидович смог выбраться из этого бесконечного круга белогвардейских персонажей. Хотя его Лемке персонаж не рядовой. Да и вообще картина «Свой среди чужих, чужой среди своих» - вещь поистине шедевральная. Великолепный ансамбль актеров - Пороховщиков, Солоницын, Богатырев, Шакуров, Райкин обеспечили картине не только успех, но завоевали любовь еще тогда советских кинозрителей. Да и сегодня этот фильм смотрится также, как и в 70-х.

Однако, именно роль Сталкера в одноименном фильме Андрея Тарковского раскрыла для всех истинный талант Кайдановского. Все с удивлением увидели не бравирующего подонка, любителя женщин и гедониста на экране, а удивительно ранимого, эмоционального персонажа, который совершенно по-детски плакал - также жалобно, почти навзрыд. Тарковский угадал в нем Сталкера, он первый увидел настоящего Кайдановского, который скрывался под маской внешне агрессивного и конфликтного человека. После этого фильма Кайдановский не мог уже сниматься в третьесортных фильмах. Он пошел учится к тому же Тарковскому на высшие режиссерские курсы. Он начал снимать: экранизировал прозу Камю, Борхеса, Толстого, поставил по собственному сценарию «Жену керосинщика». Интеллектуал и умница, он ярко выделялся на фоне существовавшего тогда кинематографа. Он и снимал не как все.

Несмотря на неустроенность и разгульный образ жизни, он был бесконечно талантливым и глубоким человеком. Он умел передать в своих работах тончайшие душевные переживания без экспрессивной мимики, без лишних слов, способность одним взглядом донести до зрителя некую тайну вызывало восторг у режиссеров мирового класса.

В середине 80-х в его жизни стали происходить позитивные перемены. Он набрал курс на сценарном факультете ВГИКа, о чем давно мечтал. Снялся в нескольких зарубежных фильмах. Но стало подводить здоровье. Два инфаркта подряд, один из которых был вызван кражей у него денег, которые он заработал за рубежом на съемки своей новой картины, подводили его к роковой черте.  Третьего инфаркта он не вынес. Сейчас нам остается только гадать, что смог бы сделать Кайдановский за эти годы. Нам осталось лишь ловить эти намеки в его воплощенных и доведенных до конца работах, пытаясь разгадать тайну гениального художника.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Previous post Next post
Up