В апреле этого года в ГосДуму РФ внесён законопроект об изменении порядка назначения мэров крупных городов. Законопроект уже прошёл первое чтение и, скорее всего, будет принят до конца весенней сессии.
Согласно законопроекту выборы мэров городов могут быть отменены совсем и заменены на назначение сити-менеджеров. При этом способ назначения/избрания мэров городов определяют депутаты региональных парламентов самостоятельно.
В Астрахани приступила к работе инициативная группа граждан, которая предлагает определить порядок организации местной власти с помощью астраханского референдума. На референдум предлагается вынести вопрос о статусе мэра как главы Администрации города Астрахани и о его обязательных выборах на всеобщем тайном голосовании. Т.е. сохранить порядок избрания мэра города Астрахань и его круг полномочий.
В работе инициативной группы примут участие множество общественных организаций и политических партий. Я вхожу в состав данной группы.
Небольшой мой комментарий к грядущим, по истине революционным, изменениям в местном самоуправлении:[Мнение]
Если посмотреть на ситуацию шире и системно на всю вертикаль исполнительной власти в России, то можно отметить, что с отменой выборов мэров завершается многолетняя кампания Кремля по фактическому устранению влияния граждан РФ на эту самую вертикаль.
Смотрите, в России есть три уровня исполнительной власти: федеральная в лице президента, региональная в лице губернаторов и муниципальная - мэры.
Кандидатов на президентских выборах согласно законодательству определяют четыре партии, входящие в ГосДуму РФ. Независимый кандидат может попасть в избирательный бюллетень, но ему для этого нужно собрать за 20 дней 2 млн подписей, что является крайне сложной задачей. Таким образом, выборы президента РФ ограничены кандидатом от Кремля и 3-4 кандидатами "для подтанцовки", фамилии которых мы все прекрасно знаем.
На региональном уровне список кандидатов на должность губернатора проходит через муниципальный фильтр. Т.е. депутаты региональных парламентов фактически отсекают своих политических противников ещё на стадии выдвижения. Надо ли говорить, что подавляющее число рег. парламентов полностью контролируются всё тем же Кремлём через депутатов ЕР. Соответственно, на большинстве губернаторских выборов мы тоже в бюллетенях будем наблюдать кандидата от Кремля и кандидата-спойлера.
На муниципальном уровне в случае выбора схемы сити-менеджера де-факто губернаторы будут определять глав городов. В рассматриваемом ГосДумой законопроекте для выбора сити-менеджера создаётся специальная комиссия, состоящая наполовину из представителей губернатора и наполовину из представителей городской думы. Т.е. губернатору достаточно переманить на свою сторону одного представителя депутатов, чтобы продавить кандидатуру своего человека на должность сити-менеджера.
Таким образом, на всех уровнях в завершённой модели вертикали власти через некоторое время мы будем видеть лишь кандидатов от Кремля. Система исполнительной власти становится замкнутой и самодостаточной. Граждане ей уже не нужны.