Небольшая цитата: [Spoiler (click to open)]Я не понимаю, почему Навальный не поехал на Валдай. И не понимаю, почему теперь все ругают поехавших туда с мирными вопросами Владимиру Владимировичу, а не Навального. Ведь Собчак, Пономарев, Ройзман, Гудков делали то, что отвечает их политическим взглядам, - налаживали диалог с властью. А Навальный от своей концепции непримиримой, жертвенной, пассионарной борьбы с режимом, по сути, отказался. Грозить из интернета или с площади, полной сторонников, и бросить вызов в лицо - это и есть разница между троллингом и реальной политической борьбой.
Комментарий не только касающийся конкретной истории с непоездкой Навального на Валдай, но и как иллюстрация той простой мысли, почему важно знание менеджмента или искусства управленческой борьбы (в русской интерпретации слова менеджмент).
Цитата из книги Владимира Тарасова. Глава "Будьте хозяином, не гостем": [Spoiler (click to open)] Будь хозяином, не гостем. Хозяин тот, кто может разрешить войти, а может и не разрешить. Кто может расспросить гостя. Кто не нуждается в местных проводниках в своем доме. Кто имеет запасы еды и провизии, запас оружия. Кто имел отдых до встречи с гостем. Гость тот, кто должен просить разрешения войти. А если войдет не спросясь, может встретить самый разный прием. Кто плохо знает этот дом и нуждается в местном проводнике. Кто имеет только такие запасы, которые захватил с собой. Кто проделал большой путь, нуждается в отдыхе. Кто вынужден отвечать на расспросы хозяина, если не хочет с ним поссориться.
Будь хозяином, а не гостем. Я не иду, а ко мне идут. Я отдохнул, жду уставших. Я сыт и жду голодных.
За мной гора знания местности и условий, за ними болото незнания. У меня выгода, а им предстоит за нее бороться. Выбирая время и место встречи, стремятся оказаться, по возможности в роли хозяина: я нужен ему, а не он мне - пусть ко мне и придет!
А если он мне нужен: хорошо, я к вам подъеду, когда вам удобно? Равные встречаются чаще на нейтральной территории. Другое дело, если нет даже легкого конфликта, даже легкой конкуренции интересов, тогда не играет роли, где встречаться.
Но гость не только тот, кто приходит. Гость и тот, по чьей инициативе была встреча. Случается, долго не встречаются, так как никто не хочет быть инициатором встречи, хотя потребность в ней у всех сторон есть. Также гость тот, кто первым поднял какую-то новую тему. Тот, кому она предлагается, может начать расспрашивать, а, расспросив, отказаться ее обсуждать, сославшись на что-нибудь. Гость всегда рискует. Сперва он вынужден ответить на все вопросы, а потом хозяин может дать ему от ворот поворот. А сообщенную информацию обратно не заберешь! Чтобы снизить степень риска выбирают посредников. Лишь после того, как хозяин даст посреднику согласие обсуждать с гостем интересующие того вопросы, встреча состоится. Или посредник прямо обсуждает, кто в какой роли, в каком качестве будет принимать участие во встрече. И если согласие достигается, то и встреча откладывается.
Опытный гость предпочитает поменяться с хозяином местами. Даже если встреча была по его инициативе, может спросить: вы, наверное, догадываетесь, почему я хотел с вами встретиться? И если хозяин начинает проявлять догадливость, он мгновенно превратится в гостя. Потому что бывший гость, став хозяином, может начать расспрашивать: а почему вы так думаете? Кто вам об этом сказал? Чего же вы сами ко мне не пришли? И другое.
Быть хозяином - не только внешняя позиция, но и внутренняя. Это искусство, передвигаясь в географическом и социальном пространстве, все время занимать еще не занятую выгоду - роль хозяина.
Примечание: На Валдае хозяин - Путин. По-моему, это очевидно. Это его территория и им устроенное мероприятие. Соответственно Навальному по умолчанию достаётся роль гостя. Для того, чтобы в такой ситуации перехватить инициативу и стать хозяином, нужно применять определённые управленческие приёмы. При этом противник (Путин) будет применять контр-приёмы, чтобы Навальный не смог захватить роль хозяина.
Вполне возможно, что Навального в зал пустили бы, а слово не дали. Он попытался бы силой взять слово, а его бы вывели из зала. А Путин бы сказал что-нибудь типа "Ну, вот. Опять шумит этот господин. Никаких приличий". И всё. Такой вариант тоже возможен.