Существует такое выражение: "Историю Бирмы съели муравьи". Это потому, что вся огромная история этой важной страны была записана на высушенных пальмовых листьях, а их с радостью жрут вездесущие термиты. Поэтому бумаге тоже решили не доверять.
Оригинал взят у
stomaster в
Пагода Кутодо В рекламных проспектах и туристских путеводителях этот уникальный памятник упоминается крайне редко, зато он широко известен буддийским паломникам многих стран. Эта пагода представляет собой единственный в мире свод буддийских трактатов школы Тхеравада (хинаяна), высеченных на камне.
В комплекс входят 730 мраморных стел, установленных по периметру трех квадратных платформ и испещренных с обеих сторон витиеватыми письменами. Общий объем «каменной» книги составляет 1460 страниц. По подсчетам бирманских специалистов, стандартное типографское издание текста, высеченного на камне, заняло бы 35 томов по четыреста страниц каждый.
Над каждой стелой возведена каменная арка, защищающая письмена от палящего солнца, дождя и ветра. Последняя надпись была сделана более века назад, но ее очертания, первоначально заполненные особыми «чернилами» с добавлением сусального золота, отчетливо видны до сих пор.
Комплекс пагоды Кутодо
В 60-е годы XIX века, когда создавался этот комплекс, в Бирме уже широко было распространено книгопечатание. Следовательно, особой необходимости использовать камень в качестве материала для письма не было. Значение этого памятника для бирманцев обусловлено особенностями политического момента в период его создания. Страна уже была наполовину колонизирована англичанами, и перед патриотами Бирмы стояла задача сохранить культурное наследие, основанное на буддийской традиции.
Чтобы прочитать эту «книгу», человеку понадобиться 450 дней. В ней 729 страниц. Но сделаны они не из бумаги, а из белого мрамора. Это - самая большая в мире «книга» - пагода Кутодо.
В 1871 году, через 19 столетий после 4 Цейлонского собора, в Мандалай, который был провозглашен ни много ни мало «центром Вселенной», со всего земного шара съехались 2500 монахов на Пятый буддистский собор. Собор длился целых пять месяцев.
Чем же занимались столько времени буддистские монахи? Оказывается, они рассматривали и сверяли, а затем записывали на пальмовых листах священные древние тексты канона Трипитаки, созданные в 1 ст. до н.э. Кроме этого были канонизированы сокращенные тексты переводов канона на английский, бирманский язык и хинди.
Инициатива увековечить буддийский канон в мраморе принадлежала одному из последних монархов, Миндану, правившему страной в 1853-1878 годах. Летописи говорят, что этот благочестивый человек вознамерился начертать изречения, содержащиеся в священных буддийских книгах таким образом, чтобы время не могло их изгладить. Миндан решил построить комплекс, руководствуясь стремлением создать «пятую незыблемую священную сферу», не подверженную космическим катастрофам.
Для этого он призвал самых ученых духовных лиц и приказал им изготовить точнейший текст буддийского вероучения для начертания на камнях. В представлении буддистов именно они (космические катастрофы) знаменуют собой окончательное забвение учения Будды и являются предвестниками появления нового Спасителя. В буддийской мифологии известны четыре такие сферы: первая - в лесу, где никогда не будет пожара; вторая - в доме горшечника, где не упадет ни капли дождя; третья - на озере, где растет «полая» трава; четвертая - на том участке Луны, где виден кролик.
Такая титаническая работа была проделана впервые. Ну, а чтобы выверенные и исправленные тексты в таком же виде дошли и до потомков, было принято решение увековечить их в камне.
Строительство «пятой незыблемой сферы» началось у подножия Мандалайского холма 14 октября 1860 года и закончилось через 7 лет 6 месяцев и 20 дней - 4 мая 1868 года. Мрамор добывали на возвышенности Заджин, в 50километрах к северо-востоку от Мандалая, а затем каменные плиты доставляли к реке Каламал и, когда уровень воды был достаточно высок, на лодках переправляли в королевский дворец.
Здесь их принимали лучшие в стране резчики по камню.Структура комплекса соответствует классической схеме бирманского храмового комплекса - ступа в центре, обход вокруг нее и четыре входа, ориентированных по сторонам света. Необычными являлись лишь постройки, расположенные вокруг центральной ступы. Это 729 совершенно одинаковых храмиков, под сводами каждого из них - белая мраморная стела с высеченным на ней текстом из буддийского канона «Трипитаки».
Так и была создана каменная книга - пагода Кутодо. Кроме священных текстов на плитах были вырезаны и имена наиболее преданных буддизму королей.
Текст, подлежащий перенесению на камень, тщательно редактировали, так как малейшая ошибка, которую резчик мог механически повторить на камне, оказалась бы неисправимой, а вся стела - бракованной. Он был проверен пятым буддийским синодом, который специально собрался в Мандалае после многовекового перерыва. В контрольную группу входили образованные монахи, 30 старших редакторов, 50 редакторов и 50 помощников редакторов. Им пришлось просмотреть 86 000 разделов «Трипитаки» (основного буддийского канона), а также палийские комментарии к ним («Натти», «Милиндапанха», «Петекопадеша»).
Восемь лет резчики трудились над созданием пагоды. Каждый текст тщательно проверялся - ведь ошибку исправить было бы невозможно, и «страницу» из мрамора пришлось бы переделывать заново.
Кропотливым был и труд резчиков. Каждый из пятидесяти человек высекал по десять строк в день, в то время как только одна сторона стелы содержала до 100 строк.
Итогом совместных усилий и явились 729 стел одинаковой формы. Они расположены ряд за рядом параллельными линиями на пространстве, занимающем площадь примерно в две квадратные мили. Догматы буддийской религии написаны на каменных стелах на палийском языке, но бирманскими буквами. На 111 стелах была изложена «Виная-питака» (буддийский дисциплинарный устав), 208 плит заняла «Абхидгамма-питака» (буддийская метафизика), 410 стел содержат «Сутита-питаку» (проповеди Будды) и палийские комментарии. 730-я стела, расположенная на юго-восточной стороне платформы пагоды Кутодо, рассказывает об истории создания сакрального комплекса.
50 резчиков высекали за день всего по 10 строк. А на одной стороне плиты умещалось до сотни строчек священного текста. Чтобы издать этот текст в типографии, потребовалось бы напечатать 35 томов по 400 страниц.
Композиционно пагода Кутодо - это классический бирманский храмовый комплекс. В центре - ступа, к которой ведут четыре входа - по сторонам света. А вот вокруг ступы расположились 729 небольших ступ, укрывающих под своими сводами от ветра, дождя и палящего солнца бесценные тексты Трипитаки.
Проект Синбьюме-Пайя основан на описании мифической пагоды Sulamani - небесной обители великого духа Индру, которая, как гласит предание, стоит на легендарном вулкане Меру.
Нижние части красивейшей пагоды олицетворяют саму гору, а семь концентрических террас с волнообразными перилами - семь горных цепей, которые подходят к вулкану Меру, согласно буддистской мифологии.
Изящная светлая пагода с многоярусной галереей и небольшими
башенками-пагодами простояла совсем недолго. В 1836 году ее полностью разрушило землетрясение. Однако в 1874 году по приказу короля Миндона Синбьюме-Пайя была восстановлена.
Пагоду Синбьюме-Пайя называют также Myatheindan pagoda. По легенде, чтобы возвести пагоду в память о любимой жене, будущий король продал очень дорогой
изумруд, стоимость которого равнялась 100 000 ks. Так и получилось второе название пагоды - Myatheindan («Mya» переводится как «изумруд», а «theindan» - 100 000).
Под яркими лучами солнца белоснежная пагода кажется сделанной из зефира…