"Энциклопедия" Дени Дидро
Даже среди патриотов мне неизвестны такие дебилы, кто пытался бы отрицать, что Российская империя выросла именно из Московского государства, а не прямо из "Киевской Руси", А то, в свою очередь, возникло на базе Владимеро (владеть мерей) - Суздальской земли (княжества). Известной также, как Залесье, или даже Русь Залесская. Это были самые паршивые и негодные земли славянского мира, если, конечно, мы согласны считать тогдашнее Залесье землями славянскими.. А не финно-угорскими, например. Чья топонимика явно превалирует в Залесье, особенно, при обозначении природных объектов, то есть, более старая, а не селений, которые прибывающие в эти места славяне могли, разумеется, называть и по-своему.
И даже официальная российская история признает, что государственность в этих дремучих лесах и посреди болот Волго-Окского междуречья даже изначально возникла, как некая
страна неудачников. Слов таких официальная история не произносит, и внимания на данном аспекте не акцентирует, но, тем не менее, признает, что заселяли эти неприветливые земли самые неуспешные из славян. Которым попросту не нашлось места в родных, более благодатных, краях. Более крепкие собратья вытесняли своих менее крепких родичей на самые трудные земли. Причина, вот, в чем.
Кстати, сразу оговорюсь, что это, видимо и есть центральная причина возникновения столь разительных отличий между будущими россиянами и всем остальным белым человечеством. То есть, с "проклятым Западом" - Европой и освоенной в дальнейшем европейцами Америкой. Отсюда же, полагаю, растут ноги и у "особой русской духовности", как со временем придумала называть свои моральные уродства "Святая Русь", и "особый талант к освоению пространств", как россияне привыкли называть свои имперские амбиции и неуемную тягу к хапужничеству чужих земель и разорению чужих домов..
Славяне, по крайней мере, восточная их часть, которые, кстати, уже сами по себе были неудачниками, вытесненными когда-то своими более успешными западными сородичами по сю, нелучшую, сторону Карпатских гор, не знали "жестокосердной", но оказавшейся весьма эффективной и прогрессивной, европейской системы майората и примагенетуры. Когда старший сын получал в наследство все, а младшие - ничего. Либо почти ничего. См. сказку про Кота в сапогах, так все очень наглядно расписано. Дочерей в расчет, вообще, не берем, их просто сбывали с рук долой. Например, замуж.
В результате, обездоленные младшие дети были вынуждены наниматься кто куда. Кто смел да удал, да с оружием в ладу, тот шел в вояки. Кто руками ловок да умел, шел в подмастерья к ремесленникам, и сам со временем становился мастером. Кто был носителем патриотского сознания, и обладал лишь навыками тупо родину любить, тот попадал в батраки. Зачастую к собственным родственникам-буржуинам, унаследовавшим когда-то богатство отцов.. Нередко батрачили прямо на родных старших братьев, у патриотов судьба такой. Они же лучше всех умеют тупо любить, и ни о чем не думать, им и соху в руки. Все справедливо. В итоге в Европе ускоренными темпами пошло разделение труда, главное условие технического прогресса, ускоренное развитие ремесел, а затем и первой промышленности. И все - из-за такой, вот, жестокой несправедливости.
А у славян все делилось, наоборот, поровну между всеми сыновьями. Долго и упорно. Пока земли на всех хватало. А земля - основное средство производства того времени. И пока земля есть, все крестьянствуют, не парясь о развитии промышленности. Не происходит разделения труда и выделение ремесел в профессиональную, то есть, более квалифицированную и продвинутую, сферу. А на самых плохих землях, где зима по пол-года, а то, и более, каждый землепашец не только жнец, но худо-бедно еще и кузнец, и на дуде игрец. И лапти плетец, и рыбу ловец, и грибы солец. Он же, если что, и боец. Правда, у него всегда коротка кольчужка, у кого такое богатство, вообще, есть, и из оружия он владеет только дубиной, топором и деревянными вилами. Опять же, у кого есть. Топор. Прям, железный.
И все-то он умеет,, во всем горазд, предмет законной гордости каждого патриота. Предки были универсалами. То есть, проще говоря, неумехами - умели всего понемногу, но все умели плохо. В смысле, не так хорошо, как со временем намастрячились европейские профессионалы. И не только в любимом россиянами военном деле, но и в делах сугубо мирных, хлебопечении, например. До сих пор освоить не могут. Пока освоили только заламывание цен по полторы тыщи за "правильный" хлеб из "деревенской печи", "по рецептам предков", модный бездрожжевой - "самый здоровый". Освоить "вредную" дрожжевую итальянскую чиабатту, чтоб пышной была, или французский багет первой свежести, или хотя бы украинские пампушки для борща - задача, неподъемная веками. Враги освоить не дают. Этот свой вражеский хлеб. А нам не больно-то и надо!
Результатом именно этого различия с типом наследования и стала со временем такая дикая цивилизационная разница между ближайшими родственниками. Что уже и не родные друг другу ни разу, и взаимопонимание исключено.И настолько заметное традиционное отставание России от Европы в организационных технологиях, промышленном развитии и научно-техническом прогрессе. Вот, отметьте это для себя особо, ибо, возможно, однажды имело место очень яркое исключение из правил.
А также это наследование по справедливости довольно быстро привело к нехватке земли, достаточной для прокорма каждой семьи, и необходимости для новых поколений постоянно перемещаться на новые земли. То есть, двигаться на северо-восток, на все более и более плохие земли Европы. Ибо больше было некуда. Только в том направлении жили народы, еще слабее тех изгоев и неудачников из восточно-славянского мира. Неудачников из среды неудачников. Правда, упирались в Волгу, а там обитали племена посильнее.
Как же умудрился народец столь сомнительного качества и заведомо низкой пассионарности, хажатый в дремучих лесах и болотах между Волгой и Окой, захватить такое количество чужих территорий? Пусть, и территорий самых завалящих и никому особо не нужных. А главное, как им удалось за пару веков подмять под себя еще и часть народов, из которых они когда-то и были изгоями? Народов более сильных, цветущих и богатых - Литву, восточную часть Королевства Руси - будущую Украину, обширнейшую Новгородскую республику, наконец. С могучим Тверским княжеством впридачу, вечным своим соперником, каковое княжество очень долго давало отлуп Москве, и покорилось даже позже Новгорода, если верить официальной истории. А потом и до волжских народов добрались. Как это удалось Иванам Третьему да Четвертому?
Первое, что приходит в голову, это помощь Орды Но, во-первых, а почему Орда не помогала раньше? А во-вторых, официальная история настаивает, что с Ордой Москва к тому моменту уже окончательно разругалась. Альтернативная же история в лице почти всех своих представителей, а также
удивительные артефакты, чаще всего настаивают, что в те времена Московское царство ордой и было. Частью Орды. И что на старых европейских картах эта страна отмечена совершенно правильно - Московская Тартария. Одна из многих Тартарий до самого Тихого океана.
Трудно разобраться в этих нагромождениях лжи. Понятно только, что подлинная история этой страны была какой-то совершенно другой.
А тут "вдруг" добавилось и кое-что новенькое. И чрезвычайно неожиданное. Ведь не была Московия, долгие века не была, ни шибко развитым и богатым государством, ни лидером научно-технического прогресса. Отстой была. И всем должна по жизни.
А тут вдруг выясняется такое внезапное. В своих изданиях еще XVIII века и английская "Британика", и французская "Энциклопедия" Дени Дидро однозначно указывают, что мушкеты и прочее легкое стрелковое оружие изобрели московиты, так они там и названы. И что от них все это оружие попало в Европу. А во всех подобных европейских изданиях уже века XIX-го дружно указывается, что мушкеты и прочее переносное (не пушки) стрелковое оружие индивидуального пользования были изобретены в Испании. На том и сейчас стоят. Сдается мне, врут более поздние источники.
Вот, внезапно случившееся резкое превосходство в вооружениях и могло обеспечить ничтожной Москве ее успехи в покорении куда более сильных и богатых государств, вроде Твери и, особенно, Господина Великого, а также позволить ей сильно потеснить еще более могучую Литву. Это первое внятное предположение, способное объяснить внезапное возвышение совершенно ничтожной страны. Даже если она была частью Орды - Орда к этому времени, судя по всему, сама уже превратилась черти во что, и начала покидать историческую сцену.