Дублирую из ФБ.
Завтра 10 октября, месяц, как мы здесь.
Что имеем к этому моменту.
К концу сентября я получила свое первое пособие на свой первый банковский счёт - сразу за сентябрь и октябрь. На месяц выходит на двоих 740-780 евро, в зависимости от того, сколько в нем дней, 30 или 31. Это примерно столько же, сколько я получала в России, работая, но структура трат здесь иная. Иными словами, прожить можно, но это в обрез. Так, средний чек в продуктовом дискаунтере Lidl выходит в 30 евро примерно; т.е. только на еду минимум 300 в месяц уйдёт. Транспорт дорогой - моя месячная карточка обошлась в 72 евро, а мы ездим вдвоем; т.е. ещё около 150. Плюс телефон, интернет, какие-то одежки (купила себе зимнюю куртку в "Красном кресте" НА ВЕС - 15 евро). Кафешки, кино, масса других не самых обязательных трат исключаются.
Нам очень повезло - 1 декабря мы получим жилье; небольшую трёшку в пригороде Касселя, в мансарде. Съем будет полностью оплачивать государство; большую часть коммуналки тоже. Т.е. в общаге в целом пробудем всего месяца три. Это очень мало по сравнению с опытом других эмигрантов.
Трёшка - это примерно в два раза больше по площади, чем однушка, в которой мы жили в СПб. Да, та была своя. Но здесь это не имеет никакого фактического значения. Полстраны живёт в съемном жилье, как и везде в развитых странах с мобильным населением. Любовь к собственному жилью, которое к тому же является инвестицией, свойственна восточной Европе, экономически менее развитой. Это, в общем, банальность уже, давно известный экономический факт. Здесь же имеется развитый и отрегулированный рынок аренды, под который отрихтованы и зарплаты, и пособия. Не без проблем, конечно - найти небольшую дешёвую квартиру очень непросто - но нам повезло, да. То жилье, куда мы въедем, даже не было выставлено ни на одном сайте типа immobilien.de. Доплачивать за него нам не придётся ни копейки, оно полностью укладывается в установленный тут лимит по государственной оплате съемного жилья для получателей социального пособия.
Видов на жительство, т.е. главного документа, у нас при этом ещё нет, есть только регистрация (прописка по адресу нашей общаги). Медстраховка есть на меня, но ещё нет на ребёнка (должна быть через пару недель). Немецкая бюрократия, судя по первому впечатлению, работает медленнее, чем наша - везде все в бумажном виде, через почту, да плюс ещё о любой встрече с чиновником нужно договариваться по телефону заранее. Т.е. просто прийти в рабочие часы нельзя. И сами эти рабочие часы - это, как правило, не все рабочие дни, и не с 9 до 18, а, например, с 9 до 12-ти. В результате, например, ребёнок в школу пойдёт только 18 октября - потому что соответствующее медицинское ведомство может принимать таких, как она, лишь два раза в месяц. И её приняли 4 октября - через три недели после звонка с просьбой назначить приём. Ещё один визит, в другое место, назначен на 15 число, и только потом она сможет наконец учиться.
Поначалу раздражало. Сейчас уже привыкла. К тому же я понятия не имею, каким образом все это работает в РФ, где я не имела никаких контактов со службой занятости или с ведомствами по делам мигрантов. Что-то мне подсказывает, что ситуация там не лучше. Поэтому всякий раз, когда меня бесит необходимость опять переться куда-то с очередной полученной по почте бумажкой, я напоминаю себе, что все, что мы сейчас имеем, нам дают за просто так, лишь за то, что мы существуем. Счёт с полутора тысячами евро, будущее жилье, школа для ребёнка с бесплатным немецким интенсивом, мои будущие курсы, медицина с практически бесплатными лекарствами (для социальщика лекарства обходятся не более чем в 100 евро в год, все что свыше - за счёт гособеспечения). Так что роптать грех, говорю я себе. И уже почти не жалуюсь. К тому же, это немецкие ведомства и немецкие чиновники. То есть во всех возможных смыслах благоустроенные помещения и вежливые, доброжелательные, внимательные люди.
Да и вообще немцы в целом исключительно приветливы. Я не видела ещё ни одного, кого бы покривило в лице при звуках моего корявого немецкого; ни одного, кто не проявил бы радушной заинтересованности, когда мы ему сообщаем, что мы neue immigrante aus Russland. Слушают, стараются понять, говорят с расстановкой и улыбаются. И мне пока все равно, какая там у них улыбка, "искусственная" или нет. Мне достаточно чувствовать, что не пропаду, что помогут, войдут в положение, поддержат, покажут дорогу; что потратят время и разберутся в проблеме, если ты посетитель, а он чиновник; что в школе ребёнка примут так, будто только её и ждали.
Что касается эмоциональной стороны дела, то я надеюсь, что худшее уже пройдено. В первые три дня в этих четырёх стенах, видимо, дало себя знать жуткое напряжение последних дней перед отъездом. Мы разом заболели, да так, что детку пришлось лечить антибиотиком, который привёз знакомый врач (на тот момент ещё речи не шло о страховке). Кто говорит, что уехал без всякой психологической ломки - вы тому не верьте. Я лежала и обливалась слезами три дня, в ужасе думая, что не справлюсь, что тупо хочу к маме, что не смогу прожить неизвестно сколько в этой жопе мира, на которую поменяла свой родной и прекрасный город. Я впервые в жизни подумала, что не выгребу без антидепрессанта. Но прошло несколько дней, антибиотик действовал, и мы стали двигаться, куда-то выбираться и на что-то смотреть. В тупиковых ситуациях нужно действовать как Форрест Гамп - вставать и идти, или бежать, неважно куда. Смотреть на сменяющиеся пейзажи. Которые куда-нибудь да выведут.
Сейчас иногда тоже бывает, что накатывает мутная и тяжёлая хмарь, но все-таки сейчас пишу это без отчаяния и слез. И эмоциональную относительную стабильность считаю важнейшим личным результатом этого месяца.
ЗЫ и было бы намного, намного сложнее, если бы не детка моя. Которая огромный молодец, не ноет, не унывает, очень хочет в школу и добровольно часами решает присылаемую дедушкой из России математику.
А на выходных мы поедем во Франкфурт. В большой город на большой реке.