Базовые сущности в проектировании информсистем

Dec 03, 2018 14:17

Монолит
Первый набор сущностей в проектировании информсистем - это проектирование монолитной системы, то есть некоего конгломерата программно-аппаратных средств, являющихся для внешней среды чёрным ящиком.
Описание монолита делается на основе следующих сущностей: Алгоритм, Объект, Роль, Медиатор.
Объект
Объекты - это сущностное наполнение чёрного ящика системы, которые сами по себе и во взаимодействии обеспечивают отражение сущностей реального мира в информсистемах.
Объект обладает наборм атрибутов, которые говорят о его состоянии.
Объект отрабатывает жизненный цикл, начиная от создания, через набор состояний и заканчивая уничтожением.
Объекты составляют потоки сущностей одного типа с одинаковым составом атрибутов.
Потоки объединяются в предметноориентированные модули, обеспечивающие смысловую группировку потоков.
Модули можно объединять в пакеты, обеспечивающие группировку пакетов в различные специализированные решения.
Модули объединяют потоки эксклюзивно, то есть определенный поток не может входить в несколько модулей.
А вот объединение модулей в пакеты может быть в отношении многие ко многим, то есть один модуль может быть в нескольких пакетах.
Интерфейс
Экран делится на три части: слева перечень потоков, сгруппированных по модулям, далее перечень атрибутов выделенного в перечне потока, далее настройка выделенного атрибута.
Алгоритм
Алгоритм - это схема взаимодействия объектов между собой путём отработки жизненного цикла и изменения их состояний путём изменения значения атрибутов.
Сами алгоритмы можно трактовать, как один из видов объектов.
Одним из видов алгоритмов является схема данных.
Алгоритм принимает на вход определенный набор потоков объектов и выдаёт определенный набор потоков объектов на выходе.
Роль
Роль - это сущность, определяющая права на объекты для пользователей системы, как людей, так и автоматов.
Права основываются как на вертикали объектов, то есть зависят от типа объекта, так и на горизонтали объектов, то есть на сочетании значений атрибутов, обеспечивающих ограничение доступа путём инстанцирования подмножества объектов одного типа. Как стандарт можно использовать XACML.
Набор прав может быть ограничен сочетанием CRUDX, то есть созданием(C), чтением(R), изменением(U), удалением(D), запуском(X).
Сами роли можно трактовать, как один из видов объектов.
Интерфейс

Экран делится на две части: слева большая таблица, где столбцы - это роли, а строки - потоки, далее настройка роли для потока. При выделении ячейки настройка автоматически актуализируется на текущую ячейку. Ячейки, для которых есть настройки, выделены специальными значками. Настройки, для которых не было выделения, пустые.
В таблице есть группировка потоков по модулям.Медиатор
Медиатор - это сущность, обеспечивающая взаимодействие информсистемы с внешним миром. Он может быть как входящий, то есть обеспечивающий преобразование внешних воздействий в сущности информсистемы, так и исходящий, то есть обеспечивающий преобразование сущностей информсистемы во внешние воздействия. Взаимодействия могут быть как с человеком, так и с природой.
В силу своей природы, медиатор - это программно-аппаратный комплекс, выходящий за рамки базового набора устройств информсистемы, то есть процессора и памяти.
Медиаторы можно трактовать, как один из видов объектов, причём базовых, то есть связанных с нижележащим программно-аппаратным уровнем.
Интеграция
Второй набор сущностей при проектировании информсистем - это интеграция, то есть объединение нескольких монолитных приложений в единую комплексную систему, путем организации их взаимодействия с помощью обмена потоками данных.
Описание интеграции делается на основе следующих сущностей: объект, подсистема, права.
Объект
Объекты - те же, что и в монолите. Так же объединён в потоки объектов, которые, в свою очередь, объединяются в модули и пакеты. Описываются атрибуты потока, их взаимосвязи с другими атрибутами и объектами.
Подсистема
Подсистема - составная часть интеграционного решения, обеспечивающая выполнение некоего набора функций. Описываются способ взаимодействия с подсистемой и другие технические подробности.
Права
Права - набор разрешенных действий подсистемы с объектами и их атрибутами.
Права основываются как на вертикали объектов, то есть зависят от типа объекта, так и на горизонтали объектов, то есть на сочетании значений атрибутов, обеспечивающих ограничение доступа путём инстанцирования подмножества объектов одного типа. Как стандарт можно использовать XACML.
Набор прав может быть ограничен сочетанием CRUDX, то есть созданием(C), чтением(R), изменением(U), удалением(D).
Интерфейс
Интерфейс представляет собой две части: большая таблица, где по вертикали расположены подсистемы, а по горизонтали - объекты в виде потоков. Потоки группируются по модулям. Вторая часть определяет права доступа для данной подсистемы на данный поток объектов. При выделении ячейки таблицы во второй части открывается интерфейс настройки прав.
Так же, во второй части присутствует интерфейс описания интеграции для атрибутов объектов потока с конктретной подсистемой.

программирование, ИТ

Previous post Next post
Up