В рамках текста
О проблемах генезиса предприятий при капитализме: escalibur - ЖЖ (livejournal.com) я рассмотрел производственное предприятие, которое вначале создаётся человеком продуктивным, а потом его губят паразиты, которые набегают тогда, когда видят, что есть чем поживиться и уничтожают предприятие, высасывая из него все соки на непродуктивные задачи, уничтожая изначальный смысл производственного предприятия как такового.
В процессе анализа были выявлены следующие категории паразитов: маркетологи, финансисты, юристы и бывшие госслужащие. Не нужно особо обосновывать то, что каждое более или менее успешное предприятие неизбежно обрастает прилипалами из этих категорий.
Но в чём смысл этой неизбежности? Зачем наш главный герой - инженер допускает этих прилипал к здоровому телу своей компании? А всё просто - это те люди, которые полезную деятельность снабжают интерфейсом к текущей общественной форме, то есть позволяют полезной общественной форме в виде производственного предприятия существовать в рамках другой общественной формы в виде общества как такового. Ибо без этого интерфейса предприятие просто умрёт, так как оно окажется вне общественного метаболизма.
Возьмём мою концепцию четырёх укладов
Третий уклад: escalibur - ЖЖ (livejournal.com), а именно то, что в каждом обществе имеются одновременно три уклада - первобытно-общинный, феодально-государственный и рыночно-либеральный. И тот, который доминирует, характеризует это общество и данную общественную форму называют по имени данного уклада. Явно не хватает четвёртого уклада - социогуманистического (кооперативно-коммунитарного), который и должен стать доминирующим в обществе коммунистического перехода из первобытной дикости к социогуманистической общественной форме.
Но, пока имеем то, что имеем. Три уклада и жалкие зачатки уклада четвёртого. И если поглядеть на состав паразитов, то легко разложить любое предприятие по укладам:
1. Маркетологи, юристы и финансисты - это те, кто приспосабливают общественную форму производственного предприятия к рыночно-либеральному укладу.
2. Госслужащие (могут быть как в маркетинге (GR), так и в юристах (в виде "безопасности"), так и в финансах (налоговое администрирование)) - это те, кто приспосабливает общественную форму производственного предприятия к государственно-феодальному укладу.
3. А основатель предприятия - инженер и все производственные работники - это те, кто уже в рамках производственных отношений находятся в кооперативно-коммунитарном укладе, так как внутри производственного предприятия, в его производственных отношениях, денег нет, а есть только физическая экономика.
К первобытно-общинному укладу предприятию интерфейс не нужен, так как этот уклад мизерен и ничего предприятию дать не может.
Складывается очевидная картина, если принять во внимание вышесказанное:
1. Приспособление к старым укладам - это не что иное, как трансакционные издержки. И, как я показал в исходном тексте, рано или поздно, эти издержки приводят к смерти предприятия, так как поглощают все свободные средства на развитие и ещё и залезают в основной процесс, то есть производство, коррумпируя качество продукта. Вмешательство в основной процесс выражается в том, что приспособление к старым укладам приводит к их прорастанию в здоровые производственные отношения и внутри предприятия, то есть формированию внутри элементов рыночно-либеральной и государственно-феодальной систем управления, что поглощает ресурсы и блокирует здоровые производственные процессы.
2. Единственный уклад, приспособление к которому происходит органично - это социогуманистический (кооперативно-коммунитарный) уклад, так как он не отличается от внутренней среды производственного предприятия и оно снижает свои трансакционные издержки в этом случае практически до нуля. Ещё больше снизить издержки можно, если внутри самого предприятия изжить элементы укладов рыночно-либеральных и государственно-феодальных, то есть убрать издержки процесса управления, введя прямую демократию коллектива производственного предприятия.
Многие помнят, как они работали в маленьких компаниях, когда весь коллектив был, как одна большая семья и дружно делили и удачи и поражения, и каждый мог зайти к основателю и высказать свои предложения, а решения часто принимались коллективно. А потом, когда предприятие развивалось, приходил успех, предприятие становилось всё более и более формальным, появлялась "оргструктура", то есть государственно-феодальный уклад и "бюджетирование", то есть уклад рыночно-либеральный и всё становилось всё хуже и хуже. Увы, но основатели предприятий, будучи хорошими инженерами, учёными и изобретателями, не являются часто хорошими социальными философами и у них не хватает ни ума, ни квалификации попробовать не впадать в игры с феодально-государственными и/или рыночно-либеральными формами, а попытаться вырастить форму кооперативно-коммунитарный, прямой демократии в рамках своей компании, сделав её компанией коллективной. И это и приводит к их любимые и успешные детища к гибели.