мнение - матерь падения |аминь

Apr 06, 2012 05:32


Что делать с ощущением банального «исторического круговорота»,  я, честно говоря, ума не приложу. Другие исторические декорации, мощные  информационные возможности и проч.- всё это, понятно,  меняет дело.  Но мой мозг обуял мрак и скепсис.
Не так давно прочитала  книжку Р.Пайпса «Россия при старом режиме». Пока читала, меня то и дело перекашивали судороги из-за актуальности затрагиваемых тем. Хотя речь идет о политическом развитии России  IX-XIX веках, ранее не настолько очевидные предпосылки современных событий стали пипец как очевидны.  
Глава  о православной церкви вообще вызвала какую-то мозговую изжогу (впрочем, ожидать иного и не приходилось).  Самое страшное, что прогресс  - в первую очередь, общественно-политический, не говоря уже об интеллектуальном - русскую церковь жестоко и безбожно проигнорировал.  РПЦ нужно срочно зачекиниться в современности и сменить средневековый интерфейс. За это, не без божьей, конечно, помощи, да получит она выгодные общественные бонусы и богоугодные лайки просвещенных масс.
В связи с этим снова вспомнились тезисы Михалкова во время предвыборных дебатов, где он обвинял Прохорова в безбожности и завлял, что «вся власть - от бога»(путин -от бога, *?(Щ:;).   Застряла странушка наша на уровне идей  16 века.

Цитата:

«Русская  православная церковь  традиционно склонялась  в пользу сильной  царской  власти  и  в  первой  половине  XVI в. поставила весь свой авторитет на сторону московской монархии,  внушая ей амбиции, до которых  та не  могла  додуматься  сама.   Вся  идеология  русского  самодержавия   была выработана священниками, по мнению которых интересам религии и церкви  лучше всего смогла бы послужить  монархия с неограниченной властью.  Эта идеология складывалась из следующих главных компонентов:

1. Идея  Третьего Рима.  Рим Петра  и Константина  пал в наказание за ересь; Москва сделалась Третьим Римом и как таковая будет стоять вечно,  ибо четвертому не бывать. Идея эта была сформулирована где-то в первой  половине XVI в. псковским  монахом Филофеем и  стала неотъемлемой частью  официальной политической теории Московской Руси. С нею было связано убеждение, что  Русь есть безупречнейшее и благочестивейшее христианское царство на свете;

2.   Идея   империи.   Московские   государи   являются  наследниками императорской  линии,  ведущей  в  глубину  веков  к  императору Августу. Их династия   является   древнейшей   и   потому   досточтимейшей   на   свете. Укладывающаяся в  эту схему  генеалогия была  разработана духовными  лицами, трудившимися под началом митрополита Макария, и получила официальную санкцию в царской "Степенной Книге";

3. Русские властители являются вселенскими христианскими  государями, императорами всех православных мира, то  есть обладают правом править ими  и защищать их, а также, надо  разуметь, правом ставить их под  русскую власть. Об этом  заявлялось не  раз, в  том числе  на церковном  соборе 1561 г.  В иных сочинениях  утверждали, что русский  царь является государем всех христиан, а не только тех, кто исповедует православную веру;

4. Божественное происхождение царской  власти. Вся власть от  Бога, и царь, когда он стоит у  кормила правления, подобен Богу. Церковь  подвластна ему во  всех вопросах,  кроме догматических.  Он является  светским владыкой церкви,  и  духовенство  обязано  ему  подчиняться.  Эта теория была впервые высказана  в  России  Иосифом  Волоцким  и  подтверждалась потом несколькими церковными соборами, в том числе собором 1666 г.»

И еще:

«Православная  церковь  никогда  не  находила  общего  языка  с образованными людьми,  поскольку  ее  консервативное   мировоззрение  придавало  ей   ярко выраженную антиинтеллектуальность. Исходя из средневековой русской  посылки, что "всем  страстей мати  - мнение",  и что  "мнение -  матерь падения", она проявляла небольшой интерес даже к своей собственной идеологии, обращаясь  к ней в  основном лишь  тогда, когда  приходилось отбиваться  от еретиков  или иностранцев.  Она  встречала  все  попытки  вдохнуть  в  нее  новую  жизнь с инстинктивной    подозрительностью,    переходившей    во    враждебность  и сопровождавшейся  подчас  доносами  властям  и  отлучением.  Так происходило всегда,  когда  ей  мнилось,  что  о  ее  догматах  и обрядности высказывают независимые  суждения…Она   также  мало   заботилась   о просвещении  своей  паствы.  Православная  церковь  впервые   сколько-нибудь серьезно  занялась  начальным  образованием  лишь  в  1860-х гг., да и то по приказу правительства, встревоженного влиянием интеллигенции на массы»...

И, по-моему, отличный вывод у этой главы «Чего можно было реалистически ожидать от русской церкви»?:

«Церковь могла бы с  гордо поднятой головой завязать борьбу за самые  элементарные  христианские  ценности.  Ей  следовало  бы протестовать против введения и распространения  крепостного права, находившегося в  таком противоречии с христианской этикой. Ей следовало бы заклеймить преследования граждан светскими властями.  Однако она не  сделала ни того,  ни другого (за исключением изолированных  случаев) и  вела себя  так, как  будто ей не было дела до восстановления попранной справедливости. Ни одна ветвь  христианства не относилась с  таким равнодушием к  проявлениям социальной и  политической несправедливости.  Можно  вполне  солидаризироваться  со  словами Александра Солженицына  о  том,  что  русская  история  была  бы  в последние несколько столетий несравнимо  человечней и  гармоничней, если  бы русская  церковь не поступилась бы своей  независимостью и продолжала  бы взывать к  народу. В  конечном  итоге  политика русской православной церкви не только дискредитировала ее в глазах всех, кто дорожил социальной и политической справедливостью,  но и произвела духовный  вакуум, заполненный  светскими  идеологами,  стремящимися  создать  в этом мире рай, который христианство обещало в мире ином».

Пайпс, РПЦ

Previous post Next post
Up