Зачем нужна ручная косметика?

Dec 17, 2019 09:53


По следам диалога с Надей abain решила набросать по пунктам тезисы на тему:
зачем я делаю собственную косметику несмотря на обилие в магазинах промышленной натуральной косметики по очень завлекательным ценам.

1. Первая причина вытекает из самой сути ручной косметики. Такая косметика индивидуальна.

Ни один массовый промышленный производитель не станет утруждать себя индивидуальным подбором ингредиентов под нужды данной конкретной кожи.   Как линейки, так и отдельные средства создаются под абстрактную среднестатистическую кожу, объединенную в маркетинговые ниши "зрелая", "сухая", "жирная", "проблемная" и т.п.  Такой подход касается в том числе и активных ингредиентов, не говоря уж о базе.

Производители косметики, в т.ч. нишевой натуральной, зачастую используют типовые базовые формулы, разработанные компаниями, специализирующимися на контрактном производстве косметики.  Или же покупают готовые кремовые базы и путем добавления в них нескольких активов и парфюмерной отдушки получают итоговый продукт. Остается только придумать название бренда и напечатать этикетки.

Вот и получается, что кремов и сывороток в магазинах много, но состав у них очень похож. Будем реалистами - массовые производители не возьмутся специально для меня подсчитывать, сколько в жирной фазе крема олеиновой, линолевой или пальмитиновой жирных кислот, двигая баланс в ту или иную сторону под нужды моей кожи. И не станут они меня, купившую их крем, расспрашивать:  тепло ли тебе, девица "Ну как, подошел крем? Ах, жирноват по ощущениям? Ничего, сейчас мы подкорректируем состав - вот уже пишу в твоей индивидуальной карточке усовершенствованный вариант".

2. Вторая и очень существенная причина - качество ингредиентов.

Знаю, что далеко не все потребители вчитываются в составы косметики на баночках и тюбиках. Но даже те из них, кто вникает в названия ингредиентов, часто не отдают себе отчет в том, что вещества с одинаковыми названиями могут разительно отличаться по составу и по качеству.

Например, "экстракт розмарина" может иметь в качестве основы пропиленгликоль. Или же действующие вещества могут быть экстрагированы с помощью смеси глицерина и воды. Еще экстракт может быть спиртовым. А еще высушенным. Он может иметь в своем составе консерванты: это могут быть парабены,  а может быть вовсе не парабены, а бензоат натрия и сорбат калия.   Вместо дешевого жидкого пропиленгликолевого экстракта в креме может быть использован дорогой насыщенный экстракт, полученный методом экстракции диоксидом углерода.  Впрочем, и здесь таятся нюансы: экстракты могут различаться по процентному содержанию активных веществ, из-за чего их эффективность и цена у разных производителей может сильно отличаться.

Так вот, во всех вышеизложенных случаях вы увидите на баночке в списке ингредиентов одно и то же название  - "экстракт розмарина" и вряд ли сможете выяснить детали.

Я привела очень простой пример для иллюстрации. А ведь есть еще проблема поддельных (а потому дешевых) патентованных ингредиентов. Про качество эфирных масел, которые могут использоваться в порыве удешевления и оптимизации себестоимости,  даже говорить не хочется.

Не менее актуальна тема различных форм веществ с различной стабильностью и степенью активности. Например, в косметике используется несколько форм витамина С, которые сильно отличаются друг от друга по этим показателям, что сказывается кроме прочего и на их цене - но при этом на коробочке с кремом вы увидите в описании все тот же обобщенный "витамин С".

Нет нужды говорить, что для косметики собственного изготовления я возьму все самое лучшее. Буду искать, отсеивая недобросовестных или некомпетентных продавцов и подозрительных производителей. Цена ингредиента будет интересовать меня только после качества - и никак иначе.

Как вы думаете, массовый производитель тоже всегда столь щепетилен? Выберет ли он дорогой концентрированный экстракт или предпочтет дешевый и простой, если для покупателя это будет все тот же "экстракт розмарина"? Потратится ли на натуральное эфирное масло ароматерапевтического уровня качества или соблазнится обычным промышленным полуфальсификатом - ведь покупатель будет знать только то, что в креме присутствует "эфирное масло розы"?  Купит дорогие патентованные высокотехнологичные активы от европейского производителя или привезет что-то подешевле из Китая?

3. Еще одна не столь очевидная, но важная причина предпочитать индивидуальную косметику массовой. Речь о концентрации действующих веществ.

Обычно в рекламе той или иной уходовой косметики присутствует комплекс данных, полученных в ходе исследований (часто с привлечением добровольных "испытателей").  С замиранием сердца мы рассматриваем цифры, свидетельствующие о том, что у испытуемых счастливцев после применения крема морщины уменьшились на 15%, увлажненность кожи увеличилась на 20%, синтез коллагена вырос на 60% и т.п.

Но нельзя забывать, что все эти чудесные превращения происходили при определенной концентрации действующего ингредиента - обычно о ней в рекламе упоминается мелким шрифтом. При этом производитель данного актива в технической документации указывает рекомендованную концентрацию его в косметике, а концентрация эта может иметь довольно большой разброс.

Например, любимый многими пептид-миорелаксант Аргирелин рекомендуется вводить в косметику в количестве от 3-10%. В то же время концентрация, использовавшаяся в исследованиях in vivo, составляла соответственно 5% и 10%. Покупая готовый крем с Аргирелином, можно только гадать, сколько его там на самом деле. В случае простого состава можно хотя бы  примерно определить его концентрацию исходя из близости к началу списка ингредиентов (они указываются по мере уменьшения процентного содержания). Если же состав сложный и многокомпонентный, мы вряд ли узнаем, имеется ли в креме эффективное количество вожделенного пептида или же его там слишком мало для результата, но достаточно для того, чтобы заявить о его наличии.

Разумеется, в индивидуальной косметике я выберу ту концентрацию активных ингредиентов, которая заявлена производителем как действующая и способная вызвать необходимые эффекты. И конечно же, экономить миллиграммы не буду. Иначе зачем все это затевать)

4. Следующий аргумент в пользу индивидуальной косметики - минимизация балласта.

Массовая промышленная косметика вынуждена соответствовать целому ряду требований, которые определяются маркетингом. Эта косметика должна иметь как можно более длинный срок хранения и легко переносить перепады температур и сложности транспортировки без расслоения эмульсии или потери товарного вида. Она обязана обладать комплексом характеристик, которые привлекательны для покупателя - тактильных, визуальных, обонятельных.

Для того, чтобы наш гипотетический крем мог выполнить все эти требования, его рецептуру придется подчинить поставленным маркетингом задачам. Мы вынуждены будем использовать "сильный" консервант. Нам придется выбирать эмульгатор не по принципу сродства коже и безвредности для липидного барьера, а прежде всего по критерию технологической беспроблемности и способности создавать чрезвычайно стабильную эмульсию. Не обойтись нам и без загустителей.  В итоге эмульгирующий комплекс может занять изрядную долю списка ингредиентов. А еще желательны будут синтетические эмоленты, т.к. с натуральными больше проблем из-за их биологической актвиности и склонности к окислению.

В общем, в итоге перечень ингредиентов на коробочке с кремом будет длинный, вот только в основном за счет балласта, а из биологически активных в нем могут оказаться только "витамин С" и "экстракт розмарина" из предыдущих пунктов. Ну да, еще "эфирное масло розы".

В ручной косметике балласт можно свести к минимуму. Срок хранения 2-3 года мне не нужен, поэтому можно позволить себе мягкие "зеленые" консерванты. Гаптические характеристики косметики важны, но все же на первое место я могу поставить дружественность по отношению к коже за счет использования неагрессивных (пусть и очень капризных) эмульгаторов. Проблема окисления при небольшом сроке хранения легко решаема, поэтому я могу смело использовать натуральные масла в качестве биологически активных эмолентов.

5. Ну и наконец - last, but not least - полный состав косметики.

Производители обязаны указывать полный состав косметики, однако только до определенной концентрации. Собственная косметика хороша тем, что я знаю о ней всё) Разумеется, состав использованных активов - на совести их производителя (а также на моей усидчивости в поисках полной информации). Но, в любом случае, невыясненные моменты в этом отношении в собственной косметике стремятся к нулю.

натуральная косметика, активные ингредиенты, экстракты, эфирные масла, домашняя косметика

Previous post Next post
Up