Многие начинающие органисты, особенно не ставящие перед собой задачу стать в будущем профессиональными музыкантами, зачастую испытывают серьёзное затруднение: дома неначем заниматься. Духовой орган-тренажёр или полноценный цифровой орган стоят слишком дорого. Мануальную партию в большинстве случаев удаётся разучивать на пианино, но как быть с педальной партией?
Есть разные варианты решения этой проблемы. Кто-то приделывает педальную клавиатуру к пианино, кто-то добывает себе педальную клавиатуру и оснащает её своим примитивным генератором звука. Хочу предложить вариант, пока правда не реализованный в полной мере, в духе нашего времени.
Примерно 3 года назад приобрёл у
питерской фирмы, носившей в то время название "Скорпион", запрограммированный микропроцессор
Atmel AT89C5124PI. К изделию прилагалась инструкция по употреблению с принципиальной схемой. По идее скорпионовцев, в результате подключения этого процессора к любой клавиатуре, оснащённой электрическими контактами, можно снимать MIDI-сигнал и использовать его дальше по своему разумению.
Три года я неспеша вынашивал мысль, как же мне это всё реализовать. Итак в результате был собран вот такой симпатичный и весьма компактный MIDI-контроллер:
Цифрами на фотографии обозначены:
1 - макетная печатная плата размером 5*10 см.
2 - сердце контроллера - микропроцессор Atmel AT89C5124PI.
3 - два 8-контактных разъёма, позволяющих подключить клавиатуру с 61 клавишей + переключатели октавного сдвига (двумерная матрица 8*8).
4 - 8-контактный разъём для активной клавиатуры.
5 - 5-контактный разъём подключения MIDI-выхода (провода чёрный, красный и зелёный) и педали sustain (белые провода).
6 - кварцевый резонатор 12 МГц.
7 - разъём MIDI-выхода.
8 - гнездо подключения питания 9 - 18 В.
9 - стабилизатор напряжения 5 В.
MIDI-контроллер был подключен к гейм-порту аудиокарты компьютера и успешно испытан на работоспособность при помощи программы
MidiMonitor. Он полноценным образом передаёт все миди-команды на канале №1. Другие каналы он, к величайшему сожалению, не поддерживает.
В практическом для юного органиста аспекте, контроллер может быть подключен к педальной клавиатуре, оснащённой контактами. Далее снимаемый миди-сигнал может быть отправлен, в зависимости от возможностей юзера, либо на органоимитирующий синтезатор (например Viscount
Accupipe CM100 или Albhorn), компьютер (оснащённый например программой
Hauptwerk) или, в простейшем случае, на дешёвенький синтезатор Casio (например CTK-481) или любой другой. В последнем случае получается самый дешёвый из возможных домашних фаллоимитаторов - органоподобных тренажёров.
Конечно, не факт, что всякий желающий сможет сейчас добыть такой же запрограммированный микропроцессор несуществующей фирмы "Скорпион", но подобный MIDI-контроллер можно сделать самому на таком же или каком-либо другом микропроцессоре. Этим сейчас активно занимается по истине великий человек
martinwolf.
К сожалению, с помощью микропроцессоров, на сегодняшний день, не представляется возможным решить так же изящно другую дилемму юного органиста - где добыть педальную клавиатуру, органную скамейку и стойку для ручной клавиатуры (или нескольких клавиатур). Это, пожалуй, основная проблема. Но она тоже решаема.
Вариант 1: взять, где плохо лежит, от старого электрооргана, например "Прелюдия" или "Viscount".
Вариант 2: обладая не самыми выдающимися столярными навыками и инструментами, можно сделать самому.
Вариант 3: купить. См. например
Laukhuff. Можно попробовать уломать
российское представительство Viscount продать отдельные части органа, но думаю придётся проявить чудеса дипломатии.
Вариант 4: заказать нашему отечественному органостроителю
П.Чилину, проживающему в окресностях Петербурга.
Оставим этот вопрос открытым. Дорогие френды и не только, предлагайте свои варианты решения этой нелёгкой проблемы.
Ваш пан мастер.