Обращение к общественности Мордовии по поводу авторства эрзянского эпоса «Масторава»

Feb 20, 2007 21:19



Уважаемые свидетели! Эрзяне, русские, татары, евреи!

Я задаюсь риторическим, но очень важным вопросом: до каких пор у нас в Мордовии будут издеваться над Шароновым Александром Марковичем, человеком, который сделал для Мордовии, не меньше, чем кто-либо другой из выдающихся деятелей мордовской литературы и культуры? Почему никого не волновала «Масторава» тогда, когда мой муж работал над ней в течение 20 лет, а с учетом русского текста - 30 лет, ходил по коридорам власти, добиваясь ее издания? Не успел заметить, как в этих хлопотах выросли его дети, а он из молодого человека превратился в седовласого старца, которого часто просто выгоняли вон из книжного издательства и кабинетов власти. «Мастораве» прошлось «сто» комиссий, написаны десятки рецензий и ни разу не был поднят вопрос об авторстве текста, поскольку автор всегда всем был известен. И вдруг через 15 лет после выхода книги далекий от литературы и науки человек некто Келин засомневался в этом и замыслил провокацию, для осуществления которой привлек Шуляева и Миндрову, объявивших себя создателями «Масторавы». В течение 30 лет, во время которых писался эпос, Шуляев прославил себя лишь дружбой с Бахусом, регулярным лечением подорванного здоровья в наркологическом диспансере, постоянными скандалами в институте и в доме на ул. Б.Хмельницкого, где мы жили до февраля 1976 года, и вдруг он захотел стать автором выдающегося произведения. А.Д.Шуляев не сумел грамотно написать исковое заявление в суд, оно беспомощно в логическом, юридическом и филологическом отношениях, и вдруг этот горе-грамотей замыслил стать одновременно эрзянским, мокшанским и русским поэтом, не написав за свою жизнь ни одной поэтической строки! Опыт мировой литературы свидетельствует: бездарности не создают произведений, получающих мировую известность. Над их опусами, по крайней мере, потешаются во дворе или на кухне.

Публикация в 1994 году эрзянского текста «Масторавы» всеми без исключения была встречена как событие национального масштаба. Лингвисты, в частности М.В.Мосин, восхищались совершенством ее языка (что зафиксировано в средствах массовой информации, вышедших в то знаменательное время), литературоведы восторгались совершенством замысла и художественной формы, историки с ее помощью открывали завесу над таинственным далеким прошлым эрзян и мокшан.

Судьи, которые ведут это судебное разбирательство, помимо незнания языка, на котором написан текст, еще, кажется, не владеют профессиональными навыками и знанием законов РФ. Создается впечатление, что они либо находятся под чьим-то давлением (легко догадаться, кто в современном обществе может оказывать давление на «независимых» судей), либо получили подношение приличных размеров.

Власть предержащие и прочие наши современники сочувствуют писателям Л.Пастернаку, М.Шолохову, А.Солженицыну, скульптору С.Эрьзе как художникам, подвергшимся гонениям и издевательствам далеких от искусства воинствующих посредственностей или завистливых бездарных современников. Чем же отличается ситуация, сложившаяся вокруг А.М.Шаронова и его «Масторавы» сегодня? Ничем! Мы являемся свидетелями возрождения в Мордовии 1937 года. Кое в ком до сих пор не прошел зуд по тому страшному времени. Однако нелишне напомнить: головы сносили не только поэтам и ученым, но и маршалам и секретарям ЦК КПСС различных уровней. И сегодня полетят головы различных рангов, если с подачи Мордовии возвратится в стране 1937-й год.

Я задаюсь вопросом перед общественностью Республики: до каких пор будет продолжаться травля человека, которому была присуждена Государственная Премия Республики Мордовия, произведение которого рекомендовала к печати Правительственная комиссия Республики Мордовия, человека, который является лауреатом Первой литературной премии Общества А.М.Кастрена как национальный поэт, создавший произведение непреходящего культурного значения?

За всем происходящим скрывается не только желание литературной и научной черни осквернить имя Шаронова. Эта братия целится дальше: она желает опорочить произведение, которое за короткое время начало становиться символом эрзянского (да и мокшанского) народа, открывать ему дорогу в семью этносов, имеющих славную гражданскую, духовно-культурную и нравственную историю.

Я заявляю: А.Д.Шуляев и В.В.Горбунов не написали ни одной строки для «Масторавы». Я была свидетелем того, как А.М.Шаронов по сотни раз переделывал каждую стихотворную строку эпоса, добиваясь языкового и поэтического совершенства текста. Многие черновые материалы за истечением времени потеряны или выброшены за ненадобностью (их было десятки), но некоторые из них сохранились, и их свидетельство не может перекричать ни один суд, каким бы незаконопослушным он ни был.

Нашим судьям даны большие права. Но они тоже обязаны подчиняться закону. И если ими этот закон будет злонамеренно нарушаться, есть ст. 305 УК РФ, которая призовет их к ответственности за противоправные деяния.

Я призываю общественность Мордовии, эрзян, русских, татар, евреев, представителей других национальностей выступить в защиту Шаронова, над которым Ленинский районный суд устроил судилище, равноценное тем, которые творились в нашей стране в 30-е годы 20 века.

Я не сомневаюсь: авторитет «Масторавы» не смогут подорвать никакие провокаторы; имя А.М.Шаронова не под силу очернить никаким Келиным, Шуляевым, Горбуновым, Мосиным, Тамарам Сергеевным Барговым и прочим ловцам рыбы в мутной воде. Поэтому спокойна и уверена в будущем. Однако стыдно за свой народ из-за вышеназванных его отдельных представителей.

5.02.2007 г.
Жена А.М.Шаронова
Previous post Next post
Up