"Дурак" и "Левиафан"

Mar 07, 2015 15:48

С неделю назад посмотрела оба столь нашумевших фильма.




"Дурак" мне понравился. Я почти сразу поняла чем фильм закончится, т.к. название связалось с романом Достоевского "Идиот", а через Достоевского с темой Христа среди нас. А дальше по ходу фильма я собирала щедро оставленные режиссером и сценаристом подтверждения в пользу своей версии. Возраст героя я как-то упустила, но явно где-то в районе 30-35, жена Мария, вместе с отцом снова и снова чинят скамейку возле подъезда - чем не плотники? Наш "дурак" сантехник и ему больше всех надо, т.к. у него душа болит за людей в общежитии, которое вот-вот рухнет. Он идет к "сильным мира сего", к мэру, чтобы спасти грешников (а жители общежития те еще грешники), он сидит с чиновниками за столом-этакой "тайной вечерей", где речь идет о сребренниках, и один из сидящих за столом его, Дурака, предает (получает приказ убить). Потом появляется шанс избежать смерти, но для этого надо отказаться от веры, думать только о себе, не заботясь о других, но наш Дурак идет до конца, стучится в двери/сердца людей, предупреждает их об опасности, но эти же люди его и запинывают, как когда-то распинали Христа. Финал, кстати, очень четкий и понятный - когда пророчество сантехника сбудется, ему поверят (те, кто выживет).
С "Левиафаном" не все так прозрачно. Злые силы, символизирующие дьявола прочитываются в образе мэра городка, который не верит ни в Бога, ни в черта, только в деньги и связи. А в остальном я увидела только серость и беспросветность жизни в российской глубинке (да и в столице чем лучше?). Здесь как будто нет выхода на уровень мировой проблемы, здесь читается именно вырождение и российская безнадега, где правды нет и не предвидится. Если в "Дураке" есть второе дно у сюжета о том, что все воруют, то у "Левиафана" смысл, как мне показалось, только в этом. Может, я что-то не увидела?

фильм

Previous post Next post
Up