Христианство внесло в широкие народные массы россиян некоторый аскетизм в питании, основывавшийся на буквальном понимании заповеди "не убий". Особые строгости предъявлялись к продуктам охоты. Допускалось употребление в пищу только колотых животных, из которых "спускали" кровь. По этому поводу молодой царь Иван Васильевич (Грозный) упрекал духовенство в недостаточном наблюдении за паствой. Среди 100 вопросов, заданных им Собору, был "о птицах и зайцах и о удавлении вопрос". Царь указывал, что по всем градам и землям государства продают всякие птицы и зайцы давленные, "а не колот живо и кровь не точена". Царь предлагал утвердить, чтобы "христианские души давлениною не осквернялись".
Богобоязненные христиане добровольно ограничивали употребление мяса. Нечистым животным считался всеядный кабан. Грешно было употреблять мясо непарнокопытных животных. Осуждалось уничтожение божьего вестника -голубя, не одобрялась охота на лебедей, живущих парными семьями, как и люди. Медведь, по своим повадкам чем-то похожий на человека, да к тому же и всеядный, также охранялся народными поверьями. Однако первым насельникам Сибири приходилось отступать от обычных народных правил из-за трудности в обеспечении продовольствием. Так, красноярские служилые люди жаловались: "Помирали голодною смертью и души свои оскверняли - всякую гадину и медвежатину ели"
В качестве домашней птицы по-прежнему разводили преимущественно кур, а в Сибири - только кур. В европейской части страны на крестьянском дворе обычными стали утки и гуси. Однако яйца этих птиц считались невкусными и даже не полезными для здоровья. В городских усадьбах появились индейки, но и их яйца не ели.
Липинская В.А. доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, Институт Этнологии и антропологии Российской академии наук.
Как я смотрю, предки наши халяльное мясо предпочитали. В Магрибе до сих пор многие уток не едят:)