Изъян и Изинь

Feb 28, 2012 01:06




Я хочу поговорить об изъяне. Нет-нет, не о шепелявости и не о карлице на деревянной ноге - об Изъяне как таковом.  Почему-то в мыслях всплывет образ ювелира: вот он со стеклом в глазу придирчиво изучает драгоценный камень, скажем, опал… Он страстно хочет обнаружить в нем порок - мутную воду или трещину, на худой конец пузырек воздуха или примесь иного минерала. Ведь тогда цена на камень заметно упадет, можно будет выставить этот изъян продавцу и купить камешек за бесценок. О, есть! Вы только посмотрите на это вкрапление! К сожалению камень не чист, вынужден снизить цену вдесятеро, мои соболезнования.
Чтобы остаться драгоценным, опал должен быть непорочен, девственно чист, как… девушка. Да, есть только один подобный случай - когда мужчина оценивает невесту и исподволь интересуется: чиста ли? Он ищет чистоты и безупречности, потому что боится вкраплений, потому что боится сравнения, боится, что его будут с кем-то сравнивать. Он хочет быть первым, потому что хочет быть и последним. Это так, и других достоинств в непорочности нет. Больше того, непорочность опасна. Она коварна и непредсказуема. Из ничего нельзя делать выводов и прогнозов, ноль неифнормативен, но сам может свести к нулю все что угодно. Так скорее сорвется и станет алкоголиком не тот, кто «балуется» по юности, но тот, кто «не позволяет себе» даже на выпускном вечере.
Я помню паренька из спортлагеря, как его звали, Макс, Ден? Он привлек внимание еще в автобусе: живой, как иностранец, голубоглазый, светловолосый. Оказался из Армавира. Ну-ка, думаю, посмотрим, что за фрукт такой? А он первый мне руку протягивает -  загорелая такая, вверх ладонью:
- Привет!
- Привет, - говорю, а самому протянуть неловко, - Извини, грязная.
Я только чемоданы грузить закончил, а борт пыльный, в копоти - измазался весь.
- Да неважно!
Он засмеялся и руку мне жмет. По-восточному, двумя ладонями, как другу сердечному. Почему-то этот жест растрогал меня тогда. Вспомнилась пара случаев, когда сам в такой ситуации улыбался в ответ и проходил дальше, без рукопожатия. Даже не задумывался об этом! Теперь то мое поведение скупым и мелочным показалось.
- Молодец! - закричал я на весь автобус, а он уже вглубь прошел, обернулся, смотрит удивленно. - Молодец, говорю, новичок.
Сел он в самом переди, и с соседями уже знакомится, совета спрашивает. Все насчет режима переживал - печалился, что моря нет, без пробежек, мол, захирею. А потом придумал, знаете, бегать каждое утро перед подъемом, в Рузе купаться. «А что, спрашивает, позволит начальник»? Помню еще, кто-то папиросу ему предложил, так он посмотрел в ответ, будто не понял о чем речь.
Он закурил спустя неделю - выкуривал по полпачки в день, а пил больше всех в лагере. Про море не вспоминал уже, а вместо Рузы по девкам стал бегать, пока его пацаны деревенские не поймали, печень не отбили... Почему так? Отчего светлое марается быстрее всего?
Белое - это черное, в этом его изнанка, его подоплека. Чтобы получить самый ослепительный белый цвет, художник смешает множество серых, грязных оттенков. Так и совершенство сплошь состоит из недостатков. Но в этом его, соверщенства, высшая ценность. Не будь этих огрехов, мы бы не видели, не знали о нем. Так туманным днем трудно обнаружить границу водной поверхности, не возмутив ее брошенным камнем. Без изьянов идеала не существовало бы! Из-за огрехов совершенство становится ощутимым, живым, реальным. Так щербинка между зубами или ямочка на щеке превращают куклу в женщину. Так Ирэн Адлер превращает бездушную картинку в любимого героя всех времен и народов. Дай бог каждому ошибиться так, как ошибся Холмс в случае с Той Женщиной!

Правила мага

Previous post Next post
Up