May 24, 2006 00:40
Вечером на работе наблюдала замечательную сцену. До сих пор радуюсь. Для тех, кто не работает со мной, краткий ликбез. В восемь часов вечера приходит охранник и начинает выгонять всех трудовых пчелок, не запасшихся волшебной бумажкой под названием "служебная записка". Делать бумажку влом, поэтому многие пчелки, буривухи и другие звери сидят так. Хотя горький опыт показывает, что отсутствие служебной вечером чревато объяснительной с утра. Еще напротив моего стола находится кабинет нашего высокого начальства, назовем его М. Для полноты картины, М. мужчина высокий, большой и очень серьезный. Как оказалось сегодня, его еще ни разу не пытались выгнать в восемь: видимо, он в это время сидит в кабинете, или где-то ходит. В общем, на глаза охране не попадается.
Итак, сцена. Восемь часов. С достоинством и пунктуальностью тени отца Гамлета входит охранник. И тут из кабинета, ему наперерез, выходит М.
Охранник (уверенно): - все, пора!
М. (устало и удивленно): - А что случилось?
Охранник(чуть менее уверенно) - Так работать можно только до восьми!
М. (устало и еще более удивленно) - а что потом?
Охранник (теряя уверенность) - А потом со служебкой!
М (устало и удивленно) - А чья это идея?
Охранник, окончательно потеряв кураж, бормочет что-то про "распоряжение" и "так принято".
М. (устало): Ну, завтра будет служебка. Теряет интерес к охраннику и удаляется в кабинет. Охранник ошеломленно уходит, забыв про нас.
Меня в этой ситуации согрели два момента. Во-первых, интонации М. Ничего, кроме усталости и удивления. Ни тени возмущения, раздражения, начальственности, иронии, гнева etc. Во-вторых, реакция охранника. Его смущение явно было вызвано именно нестандартными интонациями М.
Страшная штука, этот когнитивный диссонанс.