Метро настолько давно вошло в повседневную жизнь города, что мало кто задумывается о том, что у него есть своя история, свои раритеты и артефакты, свои музейные ценности. Надо сказать, и сам метрополитен до последнего времени не особо занимался сохранением своей истории, не говоря уже о привлечении интереса публики. Но всё меняется.
В прошлом году в честь 80-летия метро был
восстановлен до ходового состояния состав из вагонов типа А, а в день 80-летия метро был открыт
Центр Профориентации Московского метрополитена, в котором помимо учебных пособий разместилась и небольшая музейная экспозиция. Именно туда
mosblog и организовал нашу небольшую экскурсию, которую для нас провёл сотрудник Центра Михаил Люшин.
Балкон над станцией, пусть даже большой, - не самое удачное помещение для музея, впрочем, и экспонатов в нём пока что немного. Часть экспонатов предоставил давно уже существующий
Народный музей истории Московского метрополитена, попасть в который не так уж легко из-за его графика работы. Метрополитен планирует выделить отдельно стоящее здание с соответствующим образом организованными залами и объединить под его крышей оба музея.
Исторические фотоколлажи разместились вдоль стены лекционного зала. Здесь и самое начало, и годы войны, и послевоенная жизнь.
Отдельная секция посвящена пуску первой очереди. О нём рассказывает и чудом сохранившийся фильм "Есть метро!", представленный в коллекции лекционного зала. Вот вы знали, например, что бетона, ушедшего на строительство первой очереди, хватило бы на шоссе от Москвы до Ленинграда и ещё на всё Садовое кольцо?
Когда на строительство по партийному призыву пришли комсомольцы, проектное название станции "Каланчёвская площадь" было заменено на "Комсомольская площадь", но потом случился прорыв плывуна, в результате которого погибли люди, и в их честь станция получила своё окончательное название "Комсомольская". На площади также предполагался памятник комсомольцам-строителям, но в итоге он так и не был поставлен.
Строительство метро уже в те годы планировали с размахом. Как это бывает с планами, впоследствии они неоднократно менялись.
А вот настоящий музейный экспонат: пульт дежурного по станции "Александровский сад", которая в те годы называлась Калининской.
И ещё один пульт дежурного по станции "Парк Культуры". Шутка ли, почти 40 лет в строю! Чуть-чуть до XXI века не дотянул.
Довольно большая экспозиция макетов. Вот, например, макеты подвижного состава, причём 81-740 здесь ещё носит своё заводское рабочее название "Скиф".
А вот макет посерьёзнее. Это, ни много, ни мало, конструкторский прототип вагона типа "Г". Он интересен, например, расположением и количеством черпаков вентиляции на крыше - в ходе испытаний стали очевидны недостатки такой схемы, и к выходу вагонов на линию схема стала той, которую мы видим и сегодня на вагонах "Еж3" и 81-717/714.
А вот ещё более любопытный макет. Это тележка типа "У", которая использовалась на вагонах типа "Г". Макет был изготовлен специально для обучения слесарей по ремонту подвижного состава, и они разбирали и собирали этот макет, готовясь к работе с реальными тележками.
Ещё один макет тележки, на этот раз самой современной, для составов 81-760/761 ("Ока"). Чёрные "шины" пневматической подвески, ставшие уже стандартом для подвижного состава, впервые появились на вагонах типа "Яуза" (81-720/721).
Начальник Московского метрополитена передал музею свою коллекцию макетов зарубежного подвижного состава...
... а также своё удостоверение машиниста. Хороший, кстати, мотиватор для молодых, как по мне.
Есть в экспозиции музея и коллекция различных проездных билетов и жетонов, и памятки к датам и юбилеям, как например, эта мега-карточка в честь открытия двухсотой станции:
Есть и довольно странные... э-э... арт-объекты.
Поскольку музей функционирует на базе центра профориентации, часть экспозиции интерактивна и направлена на то, чтобы заинтересовать юных посетителей работой служб метро. На специальных стендах можно собрать участок пути, водопровод, схему сигнализации. А для любителей загадок есть мини-квест.
Квест состоит из серии загадок-ребусов, отгадав который, предлагается взять висящую при нём печать и поставить в соответствующий кружок. А вы знаете ответ?
Гвоздём программы, конечно, является действующий тренажёр кабины типа 81-760. К моему большому сожалению, на экране не дополненная реальность (снятые на видео реальные тоннели с дорисованными по необходимости элементами), а полностью искусственная визуализация, к тому же местами довольно-таки некачественная. Надеюсь, что собственно машинистов готовят на более новой версии, а старую просто отдали на растерзание детям.
Впрочем, если не придираться к деталям, степень достоверности довольно высокая. Севший за контроллер
tushinetc доволен. А ребята-машинисты всё повторяют доведенные до автоматизма фразы: "Ставьте ручку в положение Ход-4 и разгоняйтесь до 75 км/ч... Включите запись... Нажмите разблокировку дверей..."
А сбоку расположен пульт инструктора, который может подсунуть курсанту неприятность - неисправность учинить или, скажем, человека уронить на рельсы. Работает, как видите, под Windows.
Всего, конечно, не покажешь - лучше приходите и смотрите сами, с 10 до 18 в любой день, кроме понедельника.
Спасибо за внимание!