25 марта по старому стилю, то бишь 6 апреля в ныненшней системе отсчёта, в далёком 1899 году на улицы Москвы выехала первая конка. От этого дня принято отсчитывать историю московского трамвая, хотя строго говоря, конную железную дорогу позднее закрывали и переоборудовали под трамвай, так что фактически движение трамваев началось только в феврале 1907 года. Тем не менее, сегодня по случаю 115-летия московского трамвая на Чистопрудном бульваре устроили небольшой парад.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9816/9235090.3a/0_85b5d_a041c5b6_XL.jpg)
Почему небольшой? Потому что организаторы почему-то не стали показывать трамваи, которые работают в наши дни на улицах города - а их довольно много разных, в том числе по-настоящему уникальные (например,
Vario LF), а ограничились коллекцией ретро-вагонов и одним суперсовременным низкопольным трёхсекционным трамваем Уралвагонзавода, который ещё только проходит обкатку:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9315/9235090.3a/0_85b6c_89aa09ce_L.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9315/9235090.3a/0_85b7a_48c8fff5_XL.jpg)
В отличие от парада троллейбусов, прошедшего хмурой осенью прошлого года, сегодня на параде трамваев погода была просто отличная. Впрочем, количество желающих посидеть в ретро-вагонах было одинаково огромным. Сомневаюсь, что кому-нибудь удалось попасть больше, чем в один вагон.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9798/9235090.3a/0_85b8b_e71bb5a9_XL.jpg)
Когда-то в трамвай можно было запросто запрыгнуть на ходу. Или спрыгнуть. Это, конечно, запрещалось, но...
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9815/9235090.3a/0_85b8c_f657d2db_XL.jpg)
При каждом трамвае дежурили артисты в костюмах той эпохи, в которую ходили эти трамваи. Желающих сфотографироваться на память было много.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9795/9235090.3a/0_85b8e_f6a231ce_XL.jpg)
Больше всего радовались, конечно, дети. Когда ещё в кабину пустят кнопочки понажимать!
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9819/9235090.3a/0_85b98_795c79d1_XL.jpg)
А потом всех попросили из вагонов на выход, и они поехали! Первой, конечно же, конка:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9819/9235090.3a/0_85ba1_3e2a354b_XL.jpg)
уехала... интересно, наверное, было сидеть на втором этаже в хорошую погоду.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9254/9235090.3a/0_85ba4_f6f6fa8c_XL.jpg)
Ретровагоны - это не только музейные экспонаты, но и киногерои. Трамвай "Б", например, снимался в фильме "Покровские ворота"...
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9254/9235090.3a/0_85ba5_535bcd98_L.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9807/9235090.3a/0_85ba6_5c039830_L.jpg)
... а вот 41-й засветился в фильме "Место встречи изменить нельзя".
МТВ-82 - геройская машина, работать начал в 1947 году, а последние вагоны ушли с линий в Киеве аж в 1984-м.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9807/9235090.3a/0_85bac_80b7ada4_L.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9809/9235090.3a/0_85bb3_2765c943_L.jpg)
РВЗ-6 - ещё одна рабочая лошадка. Производились с 1960 до 1987 года, а работать кое-где продолжают до сих пор.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9809/9235090.3a/0_85bb5_16ac291b_XL.jpg)
Классика и экзотика, чешские трамваи Татра
T2SU (слева) и
T7B5. Суффикс SU помимо советской ширины колеи означал ещё и двухдверное исполнение - на третьей двери наши чиновники решили сэкономить, и в результате посадка-высадка иной раз существенно задерживалась. Семёрка - это уже конец советской системы и восточного блока, их было выпущено всего 6 вагонов, и изначально они предназначались для Баку - отсюда и зелёная ливрея.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9835/9235090.3a/0_85bb6_94b2e378_L.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9800/9235090.3a/0_85bb9_350ff4be_L.jpg)
Ещё одна чешская классика, самая массовая и эксплуатирующаяся (в модернизированном виде) по сей день -
T3SU. У этого экземпляра раритетное исполнение лобового стекла, в позднейших моделях перекладину посередине заменили на две боковины.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9835/9235090.3a/0_85bb7_4a58c0da_XL.jpg)
И напоследок
Татра T6B5, известная также в СССР как Т-3М. Производилась с 1983 по 1998 год, имеет характерные для 1980-х квадратичные формы. Скажем прямо, визуальных отличий от T7B5 практически нет, они все "под капотом".
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9800/9235090.3a/0_85bb8_c35c2895_XL.jpg)
Последним, казалось бы, должен был проехать трамвай Уралвагонзавода - ан нет, остался стоять, где стоял. Надеюсь, с ним всё хорошо.
Жаль, конечно, что желающим не дали проехаться в трамваях хотя бы чуть-чуть - а с другой стороны, конечно, все желающие всё равно бы не поместились.
Традиционно каждую фотографию можно рассмотреть покрупнее - по клику открывается её страница в
альбоме на Яндекс.Фотках.
Ещё репортажи с парада:
http://martin.livejournal.com/253829.html