Теперь я на собственном опыте могу утверждать, что сдать экзамен на категорию "B" и получить водительское удостоверение в Москве безо всяких взяток и даже без автошкол вполне реально.
Это даже не очень-то затратно: из обязательных расходов только 800 рублей за медсправку установленного образца и ещё 800 рублей госпошлины за изготовление водительского удостоверения. Но! Это отнимает очень много времени.
Весь процесс состоит из следующих этапов:
1. Медсправка. Думаю, Яндекс выдаст массу ссылок по запросу "водительская медкомиссия", лично я посещал богоугодное заведение вблизи станции метро "Улица 1905 года". Непосредственно там вы потратите относительно немного, около часа, процесс достаточно хорошо организован и поставлен на поток - но предстоит ещё две поездки в психоневрологический и наркологический диспансеры по месту регистрации, которые обеспечат вас недостающими штампами и записью "на учёте не состоит" (при условии, конечно, что действительно не состоите). В сумме это примерно полдня.
2. Первичное оформление документов и запись на теоретический экзамен. Как это ни печально, записаться на экзамен по телефону нельзя, ибо при первичном оформлении документов потребуется ваш паспорт и ксерокопия медсправки (если вы её не сделали, это нестрашно - просто потратите ещё рублей 20, напротив МРЭО есть мелкий бизнес, решающий такие проблемы). Самоподготовщиками в Москве занимаются только два МРЭО, и оба они у самого МКАДа: одно на севере, на Лобненской улице, а второе на юге, на Варшавском шоссе. Возле первого нет метро, а ко второму от станции "Аннино" идти порядка 10-15 минут, и конечно, в этом отношении оно выглядит предпочтительнее для тех, кто собственным транспортом не оборудован. Итак, этот - первый - визит вам обойдётся в полчаса на месте плюс дорога туда-обратно, и на выходе у вас будет дата-время теоретического экзамена. Кстати, дата экзамена от текущей может запросто отстоять на 2-3 недели.
3. Теоретический экзамен. Прибыв в назначенное время, вы запросто можете провести в ожидании ещё около часа или даже несколько более. На сам экзамен, как известно, отводится до 20 минут, но вообще говоря, если вы знаете Правила дорожного движения (ну или тупо выучили все ответы всех билетов), то с лихвой хватит и пяти. Кстати, в экзаменационных компьютерах тасуются вопросы из нескольких билетов, так что не ожидайте знакомой последовательности вопросов.
4. Вождение, этап 1. Площадка. Приходить на этот этап можно хоть на следующий день после теоретического экзамена, но я настоятельно рекомендую хотя бы один раз (а лучше несколько) посетить предварительно учебную площадку как таковую (лучше всего - с одним из дающих частные уроки инструкторов, их в Москве много, как и площадок) и как следует отработать все упражнения, чтобы не тратить время на поездки на пересдачу. Чудовищное количество экзаменумых рубятся на эстакаде (нужно тронуться на подъёме, не откатившись назад) и на параллельной парковке (кстати, практические навыки, выработанные этим упражнением, будут вполне полезны при парковке в городе). Далеко не все учебные площадки, на которые возят частные инструкторы, располагают эстакадой, поэтому обязательно уточняйте факт её наличия или найдите где-нибудь в городе место, где вы можете потренировать безоткатный старт на подъёме, не создавая помех движению. Что касается затрат времени непосредственно на экзамене, то это порядка 3 часов на месте (от подачи документов до окончания экзамена), плюс дорога.
5. Вождение, этап 2. Город. Опять-таки, настоятельно рекомендую хотя бы раз проехать с частным инструктором все учебные маршруты, на которых МРЭО принимает экзамены (для МРЭО на Варшавке эти маршруты находятся в Северном Бутово), чтобы в экзаменационный день вам было проще. Можно, конечно, и без этого, если вы абсолютно уверены в своих навыках, но имейте в виду, что ездить, как люди ездят, и ездить строго по разметке, строго по ограничениям скорости и строго с подачей всех сигналов о манёврах - это два разных навыка. Ну а на учебных маршрутах в избытке расставлено всяких прелестей вроде ограничений скорости 20 км/ч без отмены (действует до перекрёстка) или вечно припаркованных на выезде бетономешалок (сперва подать сигнал правого поворота, выехать в правый ряд и немедленно подать сигнал левого поворота для перестроения в левый ряд). Вы, кстати, в курсе, что разворот запрещён, если видимость в обе стороны составляет менее 100 м? Что касается времени, которое занимает этот этап, я бы отвёл на него полдня, подробнее распишу ниже.
6. Получение удостоверения. Наконец, если инспектор был в хорошем расположении духа, вы не забыли уступить дорогу пешеходам (в том числе прущим через проезжую часть безо всяких переходов), продемонстрировали хорошие навыки вождения, и вас не стали валить, или вы не купились на требования развернуться или остановиться там, где этого делать нельзя, вы получаете отметку "Сдал" и, начиная со следующего рабочего дня (вторник-суббота), вы можете получить удостоверение. Только на этом, последнем этапе вам потребуется квитанция об оплате госпошлины (800 рублей). Поскольку отсев на предыдущих этапах суров, очередей практически нет, и от подачи документов в окно до получения карточки может пройти совсем немного времени, в пределах получаса.
Если же вы завалили какой-либо из этапов, приходить на его пересдачу вы можете не ранее, чем через неделю, причём на вождение в городе - только по предварительной записи. Если имеет место наплыв желающих (как, например, в конце года), то пересдача может радикально затянуться (вас запишут через месяц-полтора). А завалить этап достаточно легко: не сняться с ручника в начале движения и не поставить машину на ручник в конце, забыть обозначить манёвр указателями поворота, наехать на сплошную линию разметки, и так далее. Рассказы о том, как инспекторы валят, нажимая на контрольные педали и лишая вас управления на той же эстакаде, не подтверждаются натурными наблюдениями - экзаменуемые прекрасно справляются сами. На моих глазах один джентльмен стартанул на эстакаде с пробуксовкой - и ничего, засчитали.
И ещё один немаловажный момент: в МРЭО перманентный поток из автошкол, они съедают практически всё доступное время, и единственный способ минимизировать свои затраты на ожидание экзамена по вождению на площадке или в городе - это приезжать к открытию, то есть к 8 утра. Бухгалтерия реально такова: подав документы в первые полчаса, вы точно выйдете на экзамен не позже 10 утра, а часто и не позже девяти. Подав документы после половины девятого, вы можете просидеть в ожидании уже пару часов, а после девяти ожидание может растянуться практически на весь день или, неизвестно что хуже, вам могут ответить, что на сегодня всё уже занято.
На самом экзамене приходится довольно много времени проводить на улице, поэтому в холодное время года одевайтесь не просто тепло, а очень-очень тепло. Попав с мороза в тёплую машину, вы рискуете разомлеть и утратить необходимую для сдачи экзамена собранность.
Полезно также иметь в виду, что обзор из разных машин очень разный, и даже тщательная регулировка зеркал под себя спасает далеко не всегда. ВАЗовская десятка, например, - очень "слепая" машина, изнутри крайне сложно понять, как именно машина расположена в том же кармане параллельной парковки. Здесь может помочь выставление зеркал немного вниз, чтобы видеть через них разметку.
Подведём итог: от решения озаботиться получением прав до собственно их получения пройдёт минимум месяц, в МРЭО вам придётся съездить минимум 5 раз, и стоить это будет 1600 рублей. Полтора часа занятий с инструктором вам обойдутся ещё порядка 900-1000 рублей, и таких полуторачасовок полезно взять минимум две (одна на площадку и одна на учебные маршруты). Всё это, разумеется, при условии, что навыки вождения вы получили ранее, и вам нужна только полировка - иначе заниматься, заниматься и ещё раз заниматься. Инспектор при мне рекомендовал барышне перед приходом на пересдачу поездить с инструктором минимум часов 20, и я не думаю, что это была пустая трата слов.
И на закуску приятная новость: международные водительские удостоверения, которые раньше выдавали там же, на Лобненской и на Варшавском шоссе, теперь выдают ещё и на Большой Ордынке, 10.