"Можно забыть всё на земле
Можно забыть как звезды светят
Только Латвию родину свою
Латыш будет любить, пока не смолкнет сердце.
***
Однажды рассветет день победы
Однажды рухнет эта красная угроза.
В свободной родине девичьи голоса
Своих парней из чужбины позовут". Сволочная штука война. Человек в окопе - не человек, он либо в нашем окопе, либо там, на другой стороне. И какое дело тем, кто на нашей стороне, каким чертом того другого занесло в треклятый чужой окоп?
В нашем окопе не слышны песни из окопа чужого, да и не понятны они на ненашенском языке.
Юзеф Антоний Понятовский - племянник последнего польского короля, польский князь, мечтавший о независимости своей страны, выдающийся полководец, полный личного обаяния, военных и политических талантов, чуть ли не идол своего народа. Пробывший маршалом всего два дня и погибший в бою за независимость Франции. Князь Юзеф стоял 7 сентября 1812 года со своим польским корпусом в рядах наполеоновской армии на Бородинском поле. Некоторые могут подумать, будто был сей князь всего лишь заурядным русофобом, врагом России. А он вел свою русско-польскую войну, войну за свободу своей родины. Ибо всего за 16 лет до того великий Суворов, граф Рымникский, взял штурмом предместье Варшавы - Прагу, подавив польское освободительное восстание.
Считается, что в войнах участвуют две армии, стоящие друг против друга - наша армия и армия вражеская. Это вранье, подлое и несусветное. В большой войне воюют на самом деле множество армий - десятки, сотни, а иногда и сотни тысяч армий. Порой армия - просто отдельный мужик, мстящий за сожженный дом, за семью, за свою загубленную жизнь. И он сам себе командир, и даже верховный главнокомандующий. Но волею судьбы он оказывается в одном из двух окопов. А куда деваться то?
На советско-германском фронте тогда шла, на самом деле, отнюдь не одна война, а сразу несколько разных войн. Шла русско-латвийская война, русско-эстонская. Воевали украинские националисты, польская Армия Крайова и множество других. Они носили разные мундиры и сидели в разных окопах, но нам волей-неволей придется разобрать эту всю историю “по косточкам”. Если мы не поймем этого, если не наберемся мужества принять невозможность мазать все только белой и черной краской, то никогда не сможем подвести подлинные итоги Второй мировой войны вместо низкопробной лабуды, придуманной сталинско-сусловскими пропагандистами.
Князь Юзеф Понятовский проиграл свою войну, прикрывая отход французской армии, разбитой в “битве народов” под Лейпцигом. Утонул, пытаясь верхом переплыть реку Эльстер. Он выронил французский маршальский жезл, врученный ему всего за 2 дня до гибели. Он носил многие мундиры: австрийский, русский, польский, французский. Такая вот странная судьба: поляк и польский патриот, погибший в расцвете лет, на чужой территории и защищая чужие интересы. История полна парадоксов, и порой честь и мужество диктуют людям поступки, непонятные тем, у кого нет ни мужества, ни чести.
Черт его знает, что случилось бы, если б солдаты слышали и понимали песни, которые поются в чужих окопах? Наверное, мир бы перевернулся…
Вот мечта о родине исчезла
Со всем, что у латыша было.
Давно знаем, что в беду нас толкнул
Какой-то татарин, который души мнёт.
Мы плюем на звонкие фразы
И стариков, у которых пророческий голос!
Только водка, которую пьем без стаканов
Нам рассказывает: конец уже не далёк!