Мой предыдущий пост был посвящен
футбольной теме. Речь шла о том, как вполне нормальные реформы рушатся из-за элементарного непрофессионализма исполнения и неуважения к потребителю, чем неизменно пользуются многочисленные популистские политиканы, изображающие из себя защитников народных прав.
Однако история с НТВ+ и РФПЛ в этом ряду отнюдь не единственная. Неуважение к людям со стороны как коммерческих, так и государственных структур, давно уже стало визитной карточкой нынешнего российского режима. Я не буду обсуждать причины, которые к этому приводят. Они могут быть самыми различными - от прямой коррупции до вопиющей безграмотности руководителей этих проектов. Но думаю, что одна из причин - фантастическая наглость и самоуверенность всесильной властной вертикали, уверенной, что никто и ничто не в силах ей противостоять.
Чтобы в этом убедиться, достаточно упомянуть единственную реформу либерального направления, которую провело путинское правительство. Речь, естественно, про знаменитый 122-й закон, известный как закон о монетизации льгот.
Если кто помнит, закон был принят в конце августа 2004 года, опубликован 31 августа, а вступить в силу должен был с 1 января 2005 года. Причем заметим: для всех нормальных людей было совершенно очевидно, что замена натуральных льгот денежными логична и абсолютно необходима.
Но, как мы видим, на все оргмероприятия судьба (или человеческая глупость?) отпустила всего 4 месяца.
При этом надо учесть, что обычно к осени все бюджеты - и федеральный, и региональные - уже сверстаны и почти готовы к принятию. А, стало быть, провести эффективную модификацию бюджетов в связи с существенным перераспределением обязательств перед населением, перенаправлением трансфертов и т.п. уже не представляется возможным. Если бы министр Зурабов, который считался основным организатором процесса, считал необходимым провести реформу грамотно и максимально безболезненно, то должен был бы обеспечить полный контроль за формированием бюджетов всех уровней. А это можно было обеспечить только в том случае, если бы закон вступил в силу не с начала 2005 года, а, хотя бы, с 2006-го. Тогда зурабовское министерство имело бы полную возможность обеспечить проанализировать финансовые возможности всех регионов, задать необходимые нормативы, обеспечить методологическое сопровождение процесса с самого начала и до самого конца.
Я уже не говорю о том, что за 4 месяца в огромной стране практически невозможно уточнить списки льготников, переработать компьютерное программное обеспечение, обучить чиновников и т.п. В итоге, как мы помним, с начала 2005 года очень многие проблемы возникли не столько по принципиальным, сколько по чисто техническим причинам, которые из-за своего массового распространения, стали совершенно политическими.
Результат непрофессиональных действий либеральных «реформаторов» общеизвестен: демонстрации, перекрытие улиц - в общем, скандал на весь мир. И для исправления положения - огромные дополнительные бюджетные затраты, сопровождающиеся существенным вбросом живых денег на потребительский рынок, что не могло не сказаться и на инфляции. В общем, совершенно правильная по мысли реформа превратилась в свою противоположность - в антиреформу.
Но еще более существенны моральные потери, связанные с дискредитацией самой идеи либерального реформирования. В итоге мы имеем вместо нормального улучшения работы государственных социальных механизмов только их глобальную имитацию, вроде пресловутых национальных проектов.