Третьего Января, вот уже Нового 2012 года мы успешно приземлились в славном Чешском городе Брно. Это был вполне поздний вечер, усталость постепенно окутывала, да и еще этот странный аэропорт - маленький настолько, что с самолета до терминала мы прошлись пешком по аэродрому. Буквально с первых минут БрейнСторма мы с госпожой М. родили символичную «сатиру» на известный фильм с Коллином Фарэлом - «Залечь на дно в Брюгге». У нас это звучало куда эффектней - «Залечь на дно в Брно». Город казался крошечным, располагающимся где-то на отшибе.
По пустынным ночным трассам автобус нас домчал до Вены примерно за полтора часа. Остановившись на тихой улочке «Аугассе», водитель открыл дверь, и мы вышли в чистый тепловатый ветер Австрии прямо напротив отель «Александр».
ГОРОД и его Структура.
Вена - город трехмиллионник. Это значит, что столица Австрии - достаточно большой европейский город. Расположен большей частью на западном берегу Дуная и окружен грязно-зелеными (это в январь то) холмами. Более новая современная часть города отстроена на восточном берегу и большого культурологического интереса не представляет. Городское водное пространство еще включает в себя искусственный канал и так называемый «Новый Дунай». Что касается первого - это типичный обводной судоходный канал с профессиональным граффити по всех набережной, а второе - чистая гавань, где летом жители Вены, по словам гида, отдыхают, загорают и купаются. Короче, наши Борисовские пруды до загрязнения и мутации.
Вена имеет кольцевую структуру улиц. Их Садовое, Бульварное кольцо так и называются - Ring. «Ринг» - это округлая, достаточно широкая мостовая - проспект с оживленным движением, по берегам который расположились дорогие бутики, престижные гостиницы (Гостиница «Imperial», где жил некогда Мик Джаггер и Буш мл.) и величественные здания непонятного нам назначения. Внутри кольца нас ждал исторический центр города по большой части - пеший. Уходя от колец все дальше, к окраинам города, венская архитектура теряет баллы в геометрической прогрессии. Это и понятно. Вовремя Второй Мировой Вене досталось от союзников. Были уничтожены вокзалы, целые административные кварталы (серьезно пострадала знаменитая венская опера - союзники с воздуха решили, что это вокзал) и жилые постройки. Вена после первого «Садового кольца» - это преимущественно вена 50-х годов прошлого века. Чувствуется и ощущается это всеми чувствами, как будто генпланы зданий списывали с Московских «Сталинок» - величественно, тоталитарно и серо. Однако многое уцелело и дальше от центра города. В основном это постройки 19 века с легкой имитацией готического стиля (которому уже тогда было полтысячи лет).
Восточный берег Вены, как я сказал ранее - это новый центр деловой жизни. Сильно удален от центра исторического и включает в себя современные офисные комплексы (С определенной архитектурной изобретательностью), группы зданий ООН ( Да, в Вене одна из штаб квартир этой бестолковой организации), Дунайской обзорной башни (Открытие приурочено к сельскохозяйственной выставке в 1964 году), а также ряда жилых малоэтажных кварталов.
ТРАНСПОРТ и ЛЮДИ.
Транспортная политика Вены ничем не отличается от других городов центрально и восточной Европы. Это исторически сложившиеся лини Трамваев, ветвистые маршруты автобусов, сеть городских электричек и, конечно, метро. Первое, что было сделано, это спуск в метро и покупка билетов («Тикет» имеет единый образец для всех видов транспорта). Далее, спустя 30 минут мы были на обозначенном месте, где планировалось включиться в обзорную экскурсию. Честно сказать, все оказалось очень просто - линий метро насчитывается порядка 5 (U1,U2,U3…. куда-то делать у них U5) и обозначены абсолютно таким же цветом, что и наше в Москве. Поэтому некоторые пересадочные станции нами были переименованы так - «Садимся на Новокузнецкую», что значит переход на зеленую ветку U4; «Выходим на Октябрьской», что подразумевало переход на оранжевую U3. Станции в большинстве своем полностью наземные, либо имеют совсем маленькое глубинное залегание. В первый раз спуска вниз и изучения карты госпожа М. вместе с господином В. изумились огромному количеству станций на пути. В голове сразу представилась какая-нибудь южная часть Серой ветки московского метро - длительные протяженные перегоны между платформами. Час пути не меньше. Слава богу в Вене это не так! Разница между станциями составляет от 15 до 30 секунд. Иными словами меньший Метрополитен имеет меньшие перегоны между станциями. Время летит незаметно.
Метро, трамваи и законопослушность.
Для матерого наглого российского разума очень сложно представить метро без турникетов. В Вене именно так. Просто перед входом на станцию стоит обычная коробка-компостер. Просунул - получил печать на билете. Говорят, в метро ходят контроллеры, и штраф составляет около 100 евро. Не, не видели. Однако осознание того, что шанс ездить в метро зайцем без последствий достаточно велик, начинает сильно сносить голову. Как эти Австрийцы не поймут, что у них дормовое метро?!!) Дело в менталитете, твердости законов, неотвратимости наказания и многолетней выучке. Демократия. Как же я хотел бы стать таким же законопослушным…
Что еще хочется тут напечатать, так это про само ощущение метро. Как можно говорить, что в Москве оно чертовски красивое, а, скажем, в Праге - скучное и плохое? То есть, единственное достоинство метро - это красота и вычурность гранитных станций? В аляповатых сталинских плафонах ламп и дорогущих статуй наше метро сильно? Н…у как бы да…но прежде всего оно - это средство городского транспорта. Вот в Вене - оно средство. Простые платформы, современное минималистичное освещение, яркие информационные стенды и веселые цвета «внутреннего убранства» вагонов, которые точно не вызывают чувство отвращения к людям рядом сидящим и депрессии от ранней поездки к нудной работе. Иными словами на их метро удобно, комфортно и приятно. Я хочу эффективное метро. Мне плевать на исторические Свистелки-Перделки метро нашего.
Городской транспорт - выше всяких похвал. Информационное табло о времени прихода следующего трамвая, включая инфу о том, какой он - для инвалидов современный или по-старому со ступеньками. Мы часто катались на них. На удивление приятно и без пересадок. Вообще вот эта всеобщая городская идея об удобстве для всех сквозит в каждой детале: правильно и главное везде уложенные плитки для слабовидящих, низкопольные трамваи без ступенек, удобные пандусы и лифты на каждой станции метро помимо эскалаторов. Это немудрено - мы видели десятки колясочников-туристов и они, кажется, наслышаны об удобстве венского транспорта.
МАГАЗИНЫ и покупки в них.
Изначально, мы с госпожой М. распланировали, что купить в Вене, поэтому взяли денег немного. Очень волновался, что придется ходить по магазинам целый день. Это и случилось. Дело в том, что наш приезд попал под начало периода скидок, поэтому большинство вещей куплено по внушающим дисконтам.
В Вене весь центр окутан многочисленными магазинами. Тут и большие универмаги одежды « Peek&Cloppenburg» , и огромные «Бенетон» с «Иcпрайтом», ну и, конечно, всеми любимая Россиянами ЗАРя (ZARA). Как всегда, заграницей выбор оказался качественнее, больше и выгоднее. Мы, например, купили то, что в Москве либо не продается, либо продается по двукратной цене. Профицит явно был достигнут.
УЛОЧКИ и Историко-архитектурная Вена.
Есть в этой Вене одна улочка близ Собора Святого Стефана (ШШШШтевана), на которой окажешься, даже если и не хотел. Нами она так и была названа - «Вездесущая». На ней блистают неоном вывески магазинов, зазывалы пытаются продать билеты на венские филармонические концерты, а кофейни, как специально, раззадоривают запахом выпечки. От нее не скрыться. Даже в самый дождливый вечер она неожиданно начинается и ведет тебя к центру, где высится Католический собор. Такова, наверное, фантасмагория Вены. Ты все равно выйдешь туда, куда требуется городу, а не тебе. Я могу перечислить с десяток достопримечательностей столицы Австрии, но это будет либо безадресное послание, либо, для тех, кто не был в Вене, не слишком яркое и примечательное послание. Поэтому я просто оставлю легкое описание, что мы видели и как отнеслись к увиденному
Собор Святого Стефана - точка, где находится исторический центр Вены. Огромное монументальное Готическое сооружение с бесконечным шпилем, который виден из любой части города. Он как будто горел, ибо весь камень его в черноте. На самом деле все просто - окисление пород. Очень красив снаружи, дьявольски атмосфере внутри. Я хочу быть католиком. *Молния пронзила афтара.
Венская Опера - это их Большой театр. Величественное здание с многочисленными мелкими деталями в архитектурном плане. Как писал выше - была восстановлена после войны.
Венский музей Естествознания и Истории - два монументальных дворца с памятником Марии Тэрезы. Главное точка сбора туристов. Для нас - Екатерина 2 чистой воды. Потому и прозвали «Катькин дворик».
Бельведер - летняя резиденция приближенных особ правящей династии. Впечатляющий симбиоз парка и дворца в черте оживленного города. Понравилось. Не слишком напыщенно, не слишком вызывающе как у нас.
Шенбрун - летняя резиденция австрийских императоров. Богатая и огромная по площади композиция основного дворца, беседок, ботанического сада и благочестивых аллей. На наш лад - это Петергоф, но без напущенной позолоченной лепнины и сложного каскада фонтанов. Шуточно переведя на современный лад, я могу утверждать, что Петергофф - это черный рэпер в ботинках «Тимбаланд» и золотыми цепями. Шенбрун - худощавый белый парень из Англии среднего класса, который, чтобы не сильно грязнить одежду, одел сегодня кроссовки «найк», джинсовую куртку и от этого не чувствует себя ущербным.
Арсенал - комплекс зданий бывшей Венской казармы с характерным боевым казематным видом, на территории которого ныне раскинулся военно-исторический музей. Господину В. Очень понравился. Отличный музей.
Здание Австрийского парламента - красивое, выделяющееся идеальной белизной здание со статуей Афины при входе. Немного поменьше, чем то, что в Риме на площади Республики.
Дом Хундертвассера - жилой дом на непримечательной улице, близ Канала. Отличается от прочих зданий яркостью красок, искусственной холмистостью и, якобы, озеленением по горизонтальным линиями (крыша).
И т.д….
Мы ходили часами, намечали себе планы, останавливались, чтобы поесть шницель с глотком пива и…. нет… не восхищались городом, а просто сознавали, что эти дни мы не принадлежим себе. Мы не открывали рты перед архитектурой, но искреннее радовались мелким ее деталями. Мы смотрели в окно метро на канал, где каменистая набережная была разрисована профессиональными граффити. Мы проходили вдоль бедных этнических кварталов и дивились запыленным витринам. И да, мне нравились трамваи) Мы действительно рады покупкам. Мы действительно рады, что увидели именно такую Вену - с русскими кругом в шубах и уггах, как на подбор. А погода то - +6 и моросящий дождь. НАШ МЕНТАЛИТЕТ. Хотя глупость - есть часть нашего МЕНТАЛИТЕТА. Мы довольны Музеем необычных звуков - то, что нас сильно взбодрило. И вообще…есть ли разница на тротуар какого города ты выходишь рано утром из отеля в первый день приезда?
ПОСЛЕСЛОВИЕ.
…..А потом мы сели на автобус и поехали обратно, чтобы залечь в БРНО на ДНО. Кругом поля, холмы и чисто сельский пейзаж. Зеленые поля и подвязанные лозы винограда (как будто хозяин надеется на урожай) говорят нам, что январь уже не тот… Даже тут в центрально Европе. Нам видны возведенные то тут то там Ветреные электростанции. Некоторые из них поражают воображение размерами…
Переехав чешскую границу, «Ветряки» кончаются и начинаются славяне. Хотя БРНО оказался приятным городом. Вот бы там провести еще день….. Кажется, теперь мы понимаем, почему ПРАГА может быть красивым городом. Долгие 4-5 часов в аэропорту и мы в заснеженной Москве, где река жизни втекает в обычное для всех русло. Черт, до сих пор не можем привыкнуть к другому ритму жизни. Нужен отдых от отдыха)
ИТОГИ.
Общая оценка города субъективно у госпожи М. - 3,5/5
Общая оценка города субъективно у господина В. - 4/5
Я обязательно скажу, что Вена мне скорее понравилась.
А. Транспортом и современным комфортом.
Б. Памятниками былой империи.
В. Менталитетом граждан и их отзывчивостью.
Г. Католической атмосферой центра города.
Несмотря на это, есть ряд разочарований. Вена - это столица бывшей великой державы. Была видна «Имперскость» и «неоспоримость» архитектуры города. Но все это слишком негармонично соседствует с обычной неравномерной типовой застройкой. Создается впечатление, что ты находишься в очередном уездном европейском городе. Как будто тебя немного обманули. Поэтому высшего бала Вена у меня не получает, а госпожа вообще 3.5 ставит. У нее опытов с городами больше…
Фото скоро будут. Пока мне легче все описать словами)