Продолжение. Начало - пост (ниже) "14 постулатов неолиберализма по Т.Саррацину".
Мнение либеральной общественности.
Западные индустриальные страны несут ответственность не только за социальные и экологические проблемы в своих странах, но также, в большинстве случаев, за причины нищеты в так называемом третьем мире, особенно в Африке.
Только с началом начавшейся в Европе индустриализации возникли в Европе капиталистическое производство и расточительный стиль жизни, которые ведут к всё увеличивающимся расходу сырья и сжиганию органического топлива.
Запад и распространяемый во всём мире западный стиль жизни виновны в потеплении климата на земле и ответственны за то, что будущим поколениям будет оставлена ограбленная, враждебная жизни планета.
Западная колониальная политика разрушила в большинстве колоний действующие традиционные структуры и существующее в течении тысячелетий в той или иной форме равновесие между человеком и природой. Ужасные гражданские войны стали следствием принудительно проведённых границ между этими странами.
Запад преступно обходит вниманием бедные ископаемыми страны третьего мира или использует их, как источник дешёвой рабочей силы, например, в текстильной индустрии. В странах, богатыми природными ресурсами Запад поддерживает их коррумпированные верхушки, для того, чтобы получать сырьё по дешёвым ценам.
Кроме того Запад привлекает на работу выучившихся специалистов из стран третьего мира тем самым способствуя отсталости этох стран.
Благосостояние западных стран, как и благосостояяние Германии действует, за счёт других. Поэтому Sidney Gennies с удовлетворением и справедливо описывает в газете Berliner Tagesspiegel, что объявившие голодную забастовку в Берлине беженцы
«обгаживают туристам их благостное впечатление от столицы. Всё это провоцирует на конфронтацию и дискомфорт. Поскольку показывает: это - цена за благосостояние. Другие платят за это. Их жизнями, их достоинством. И Берлину хорошо от того, что другим плохо. Это желается политикой, поскольку это хорошо принимается избирателями».
В конце апреля 2013 года на одной текстильной фабрике в Бангладеж обрушилась стена и погребла под собой около 400 человек. Это подействовало на общественность, как предвестник перемен. Но, как правильно заметил Lennart Lauberenz, -
«остался фундамент на котором эта индустрия основана без изменений. Эксплуатация, принцип бедности, разрушение окружающей среды - это базис, на которой она основана, её принципиальная основа».
На самом деле.
Мнение автора.
Приведённая выше цитата показывает вечное несоответстствие иллюзий добродетелей. Не намерения определяют благим ли является развитие, определяющим является конкретное действие. Мировая погоня за низкими затратами сделало развитие текстильной индустрии в Бангладеж вообще возможным. Это соревнование было и есть легитимно.
История Бангладеж, в принципе, показательна в обсуждаемом нами контексте. В 1947 году, к концу британского колониального владения, на териитории этой страны, которая только в два раза больше Баварии, проживало около 35 миллионов жителей. К 1975 году её население угвоилось до 70 миллионов, сечас население Бангладеж достигло 153 миллиона.
Этот прирост населения является причиной экономического бедствия страны и растущего разрушения её природной среды. Он продемонстрировал также, что происходит, когда традиционный общественный уклад приходит в соприкосновение с современной медициной и современным сельским хозяйством.
Произошедшая посредством освоения текстильной индустрии индустриализация это знак надежды для Бангладеж, даже если имеет черты эксплуатации: 80% доходов от экспорта страны происходят из текстильной индустрии. Жизнь 20% её населения зависит от работы на текстильных фабриках. Они предлагают работу, прежде всего, женщинам. Это, в свою очередь, привело к тому, что в традиционном обществе с, в среднем, шестью детьми на каждую женщину, сейчас приходится только 2,4 ребёнка. В этом Бангладеж существенно дальше Пакистана, частью которого она изначально была.
Да, причиной всему являются низкие заработки: хотя Бангладеж по объёмам текстильного производства держит второе место в мире после Китая, почасовая оплата труда в этой стране находится на уровне 0,23 доллара - против одного доллара в Китае. Но где была бы Бангладеж без её текстильной индустрии? Сегодня у неё есть шансы на дальнейшее развитии тем путём, которым идут государства Юго-Восточной Азии.
500 лет назад, после великих географических открытий Колумба и Васко да Гама Европа получила своё примущественное положение в результате длительного, временами жестокого пути. Этот путь радикально изменил мир к личшему. Преимущество Европы находится не столько в средствах власти, сколько в изменении образа мышления. Этому образу мышления человечество обязано:
в практически всём научно-техническом развитии, начиная с первого часового механизма до анализа человеческого генома;
в стремительном подъёме жизненного стандарта и продолжительности жизни;
в прогрессе медицины;
и в росте населения мира с 450 миллионов человек до 7,1миллиарда, т.е. шестикратно, только за 500 лет.
Без сомнения: результатом достижении европейских сообществ всеобщим стало правило: наиболее высокая рождаемость имеет место в отсталых странах. Рост рождаемости в них превышает возможности не только плохо управляемых ресурсов этих стран, но и вызывает миграционные движения во всём мире, которые ведут в нём к новым напряжённостям.
Сегодняшний мир таков, какой он есть, в хорошем и плохом только потому, что существует Европа. Только техническому прогрессу, возникшему в Европе, будь то аграрные методы, машины, удобрения или селекция растений обязано человечество сегодня, как основой своего существования, так и своему числу. Поэтому сама постановка вопроса - принесли ли западные индустриальные страны остальному миру больше вреда или пользы бесмысленна.
Колониальное владычество западных стран большей частью мира было инструментом эксплуатации и обогащения. Однако существенные различия развития стран в мировом масштабе невозможно объяснить только колониализмом. После предоставления независимости странам Африки в большинстве из них существовали работающие правовые административные системы, пригодная для дальнейшего развития инфраструктура и доходы на душу населения существенно выше, чем то же в же то время в Южной Корее.
Бывшие колониальные государства через половину столетия не могут и не должны быть ответственными за происшедшее за это время с их бывшими колониями. Об этом свидетельствуют совершенно различные сациальные и экономические различия каждой из них: государства Юго-Васточной Азии, возможно, уже в близкое время экономически побьют бывших колонизаторов их же собственным оружием. О менее впечатляющих успехах исламского мира мы упоминали ранее. Неясны перпективы развития большой части Африки.
Изменение экономического неравенства стран третьего мира по сравнению с развитыми странами является их собственной коренной задачей и они могут её решить, при условии достаточно эффективного управления, и, если культурный уровень и его база населения этих стран будет соответствовать поставленным им задачам.
Положительным примером большого экономического прогресса может быть назван Вьетнам. Отрицательными примерами может быть Зимбабве с её беспримерным упадком под руководством коррумпированной элиты и, к сожаленiю, тенденции в развитии Южноафриканской республики.