Не устаю давать советы отдыхающим и командировочным. Уж если оказались волей судьбы или случая в каком-то новом месте, то обязательно сходите, в театр, в филармонию, прикоснитесь к культуре данного места. Город откроется вам с другой стороны, и местные жители тоже. И сама следую этим советам. Чаще всего, попадаю на концерты симфонической музыки, реже хожу в театры.
Меня часто спрашивают: -« А в чем немцы ходят в театр?»- Сами же немцы отвечают на этот вопрос:
-Не угадаешь, как одеться правильно. Можно придти в свитере, а вокруг все окажутся в смокингах, а можешь в смокинге стать одним единственным, и тоже чувствовать себя некомфортно.
Я пришла к такому выводу. Немцы одеваются так, как им подсказывает внутренняя культура. И все же, многие из них - в красивых платьях, в шелковых накидках, женщины достаточно часто переодевают обувь. Это к тому: нужно ли переобувать сапоги, или это прошлый век? На мой взгляд, а почему собственно и не переобуться? Тем более, если спектакль идет больше 3 часов. В конце концов, думаем о своем же здоровье.
Но Германия в плане драматически-музыкального искусства -страна особая. Нужно иметь определенное мужество и подготовку, чтобы не быть шокированным. Коллега, с которой я слушала оперу «Катя Кабанова» мне сказала,
-Если бы мы сидели не в центре зала, я бы встала и ушла.
Понятно, что Катя Кабанова - это знакомая каждому из нас невестка жестокой Кабанихи, и опера поставлена в точности по бессмертному произведению Островского «Гроза». Текст абсолютный. Даже есть монолог « Почему люди не летают как птицы?» Я чуть было в ладоши не захлопала, услышав такое. Хотелось закричать: Знаю, знаю!!!
Но главное в спектакле -музыка. чешского композитора Яначека. Она потрясающая. Весь психологизм, вся драма жизни Катерины Кабановой отразились в очень точных пассажах. Удивительное проникновение, музыка созвучна с каждым персонажем, я бы назвала музыку одним из главных героев этого спектакля. Полный восторг вызвали и исполнители главных партий, особенно Ева-Мария Вестбрук в роли Катерины и Анна Лапковская в роли Варвары. Уникальные по красоте и тембру голоса. Каждый раз, слыша новые имена, удивляюсь, почему на слуху только Нетребко, или вот еще сегодня Петерятько? Есть же не менее достойные.
И все было бы хорошо, если бы не немецкая подача текста. Друзья, что же это такое делается?! И куда мы все катимся?! Буквально в день спектакля встречалась с нашим журналистом, работающим в Берлине. Он мне мягко намекнул:
-Я, Елена, в Берлине в театр не хожу
-И почему это? - подумала я про себе.
Вечером поняла почему.
Есть слово пошлость, есть еще выражение, часто используемое в последнее время «постельные сцены», или просто секс. Вот если бы только это… Несмотря на богатый русский язык и мои писательские навыки я не подберу слов к тому чтобы рассказать вам дословно, как и что происходило на сцене, чтобы не обидеть своих читателей всякими разными непристойностями. Кабаниха выставлена в спектакле женщиной сексуально неудовлетворенной. Несчастная женщина пыталась всю дорогу себя хоть как-то удовлетворить. Уж как придется, и где придется. Мужики без штанов, вибраторы и сцены грязных бытовых надругательств буквально переполняют спектакль. Я периодически поглядывала на своих соседей. А как им? Да нормально им. Сидят себе, серьезно слушают, постигают красоту музыки. Странные подробности их никак не удивляют. Я уж потом грешным делом подумала, может они думают, что это у нас так, в России? И удовлетворять себя клубнем картофеля у нас как нечего делать?Обычно именно этим и заканчивается каждый прием пищи?
Да нет же, в Комише Опер на «Ксерске» было практически тоже самое. Опять девушка, пытаясь получить наслаждение, так разбуянилась, что свалилась в оркестровую яму. Милая задумка режиссера. Ее тут же начала обмахивать нотами флейтистка, на голову которой та свалилась. Зал приятно засмеялся. Действительно смешно! И деткам в зале, что характерно, тоже! Я вот, не захотела бы привести на такие спектакли своих детей, а тем более внуков. И мне очень жаль. Музыка-то прекрасная. Особенно Яначека. С оперой Генделя «Ксерск» я не совсем согласна. Не мой репертуар. Для меня в этой музыке не хватает характера. Костюмы в спектакле, правда , отменные. А может и режиссер «Ксерка» не увидел характера, поэтому добавил к мягкой музыке Генделя странно-непристойные сцены, как будто кто-то подглядел их в замочную скважину.
В общем, я в ужасе. Я даже поняла, зачем Катя Кабанова все время сидела в холодильнике, ( видимо это у нее холод на душе), или почему она утопилась в ванне, а не в Волге ( скорее всего, мир ее сузился до размеров туалета). И пусть все будет в серых и черных тонах. Но дайте же нам возможность придти в Оперу с нашими детьми. Господа германцы! Не сужайте наш внутренний мир!
И всегда ваша Елена Ронина