Два вечера в музее

Sep 09, 2024 08:10

Двое в комнате - я и Ленин. Точнее, трое в комнате - я, Назаренко и Боголюбов.

Если гора не идёт к Магомеду, то Магомед… Ну, вы поняли.
Если не только я сам пенёк замшелый, но и живу в деревне, глуши, далее - по классику, что ни на сборище «Цифровой истории», ни на сборище «Тактик медиа» нормально выбраться невозможно, пришлось дожидаться, пока кто-нибудь сам ко мне явится.

А тут как раз повод нарисовался - двухсотлетие со дня рождения художника Алексея Петровича Боголюбова.
Вот и дождался.



«Сражение русского флота со шведским флотом в 1790 году вблизи Кронштадта при Красной Горке».


Боголюбов он ведь не просто художник-маринист, про которого можно узнать и тут же забыть. Он был вторым официальным художником Главного морского штаба. (Первым был Айвазовский, третьим Беггроф, четвёртого назначить не успели). А заодно он был инициатором и основателем художественного музея и художественной школы в Саратове. Мимо такого события просто так не пройдёшь.



Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева. Здание 1885 года, построенное специально для музея, по проекту архитектора И.В. Штрома. Сейчас это первый, он же главный, он же исторический корпус музея.

Немного забавного: как в Москве есть «Пушкинский музей», лично к Пушкину никакого отношения не имеющий (потому что он «Музей изобразительных искусств имени Пушкина»), так и в Саратове есть «Радищевский музей», к Радищеву отношения не имеющий - потому что он «Художественный музей имени Радищева».

Впрочем, Саратовский художественный музей имени Радищева к Радищеву, всё же кое-как относится - основатель музея, Боголюбов, приходится внуком этому самому Радищеву.

Немного Боголюбова.
Казалось бы, я бывал и в нашем Радищевском музее, и в Третьяковке, и в Русском музее, и даже в Центральном военно-морском музее (правда в нём только один раз, зато уже на новом месте), но творчество Алексея Петровича Боголюбова открываю для себя будто впервые, хотя как минимум в ЦВММ его должно было быть много. В моём обывательском сознании укоренилась мысль «есть главный маринист - Айвазовский», а остальных словно и не было. Ан нет, есть и кроме него. Но иллюстрациями приведу специально не слишком «морские» картины Боголюбова из тех, что были тематически выставлены в Радищевском. Хотите «моря»? Идите в музеи и смотрите сами :-)



Даже без подписи всё ясно, кто, что, и где. «Катание на Неве», 1854 год. Разве что, обращает на себя внимание флаг, повешенный «кверху ногами». Не устоялась тогда ещё традиция, хотя этому флагу, пусть и не государственному, уже было полтораста лет.



Надо подписывать или и так узнаваемо? Ладно, ладно - «Вид Нижнего Новгорода», 1878 год. Мост через Оку, конечно, «слегка» изменился, а вот собор Александра Невского - нет.



Вот этот вид я, простите, не узнал, хотя должен был. Может быть, потому что художник создавал его не по горячим впечатлениям, а «по памяти, спустя н-дцать лет, в Париже»? Если что, это «Вид Саратова с Соколовой горы», 1887-1888. Не похоже.



А вот этот вид я узнаю даже не из тысячи, а из миллиона. Ведь Неаполитанский залив, вершина Везувия и раскопки Помпей - лучшее место (не считая Рима), где мне довелось побывать за всю свою жизнь. «Вид Неаполя, Италия», 1851 год. На этом полотне, в отличие от «Саратова по памяти», всё достоверно - слева пиния, в центре Везувий и Монте-Сомма, а выдающийся в море язык суши - замок Кастель-дель-Ово.

На двухсотлетие основателя музея, музейное руководство расхрабрилось и пригласило выступить Кирилла Борисовича Назаренко. Я полагаю, что читающей эту заметку публике пояснять кто это не требуется. Кто-то успел взять автограф лично, кто-то, как я, ролики в Сети смотрел. Но для соблюдения формальностей процитирую официальную страничку Санкт-Петербургского государственного университета: «Должность: профессор. Степень: доктор исторических наук. Звание: доцент». И не просто учёный-историк, а именно специалист по истории флота. Кого ещё было звать, как не его?




Правда, «Радищевский музей» у нас художественный, потому тематика выступлений была не чисто историческая, а околохудожественная. «Флот в работах русских художников-маринистов XVIII-XIX веков» и «Костюм моряков XVII-XIX веков в живописи и графике». Вам кажется, будто это не так интересно, как какое-нибудь «Гангутское / Гренгамское / Синопское / Моонзундское сражение»? Это только на первый взгляд, если просто прочитать название, а на само выступление не приходить. А вот если прийти!..




Мне, кстати, как ни удивительно, про «Костюм…» даже больше понравилось, хотя в костюмах я ни бум-бум, а живопись, наоборот, очень даже люблю. (Не скажу про Боголюбова, он, всё же, калибром поменьше, но маринист Айвазовский - в моём личном «живописном Топ-5», вместе с Шишкиным, Суриковым, Репиным и Верещагиным).

Казалось бы, я все ролики на Ютубе (ой, теперь надо говорить «ролики на ВК видео») пересмотрел, но Кирилл Борисович всё равно умудрился удивить и рассказать то, чего я ещё не слышал. Супер.

Отдельное «супер» - «кулуарные беседы». Тут я даже порадовался, что у нас, опять же, по классику, такая деревня и глушь, что на лекции пришло не столичные несколько сотен, а провинциальные несколько десятков человек. Через сотни я бы не пробился :-)
Да, в силу своей волнительной скромности (или скромной волнительности?) и общей интровертности, своих вопросов я не задавал, хоть и хотелось, зато нагло вылез в первые ряды и слушал, улыбаясь как довольный кот, наевшийся сметаны.

Вот вам Кирилл Борисович проводил мини-экскурсию по художественному музею? Нет? А мне да. Завидуйте :-)




Прекрасные два вечера. Спасибо сотрудникам музея, организовавшим эту встречу. Спасибо Кириллу Борисовичу, посетившему наши унылые степи. Буду скромно (на самом деле - нескромно :-) ) надеяться на то, что эта встреча была первой, но не последней.

PS
В конце концов, пусть Саратов с Энгельсом города не морские, но где-то внутри тоже «водоплавающие». Вон, не считая музейных экспонатов, в моём Энгельсе просто выставлен якорь, атрибутированный как «якорь, потерянный волжской речной флотилией во время подготовки Прутского похода». Может то самое репейное семечко Пётр I не в Астрахани, а именно у нас пиджачком зацепил?



саратов/энгельс, история, музеи, искусство, заметки

Previous post Next post
Up