Здравствуйте, в эфире снова канал Ерофея и мы снова рассказываем вам очевидное. Сегодня не просто в цветах и красках, но и с налётом истории.
Лучше поздно, чем никогда, не правда ли? За всякими и всяческими событиями как-то незаметно (для меня) пропустилась очередная годовщина. Пусть не круглая, но всё же. Грех мне, что не подготовил материал ровно к дате.
Но близок, близок миг победы. Ура! мы ломим; гнутся шведы. О славный час! о славный вид! Еще напор - и враг бежит. (Наше Всё о нашем всём).
Да. То самое сражение. Полтава.
Причём, празднование этого события - не удел «гиков от истории». Празднование установлено официально, федеральным законом 32-ФЗ от 13 марта 1995 года. [Отступление](Кстати, этот «праздничный» закон вышел даже на два года раньше моего «любимого» «практического» «сто-шестнадцатого-ФЗ», по которому я работаю уже двадцать лет. Идеология даже в те времена шла на шаг впереди практики). Закон называется «О днях воинской славы и памятных датах России». А это вам не плюшки трескать, это, хоть и ельцинский, но закон! На июль, согласно Статье 1 закона, выпадают два Дня воинской славы России - Чесма и наша сегодняшняя Полтава. (Про Чесму я, грешным делом, тоже забыл, но про неё есть классный свежий ролик, по моему, на «Цифровой истории» :-) Алехан Орлов жжёт ;-) ).
Правда, с этим законом есть один нюанс. День воинской славы посвящённый Полтавской битве выпадает на другой день.
Сражение произошло 27 июня 1709 года. По юлианскому календарю. Который был введён в России Петром с 1700 года.
[Календарь]Пётр, отменяя старое византийско-русское летоисчисление, ввёл летоисчисление юлианское. Уже сто лет как устаревшее. Ну да, григорианский календарь - это календарь католиков, ведь его ввёл римский папа Григорий №13. И протестанты, те же шведы с англичанами, на нормальный календарь тогда ещё не перешли. (Правда, столь любимая Петром Голландия перешла). Но блин, Пётр Ляксеич! Ведь мог бы, мог бы ты, при всей своей стратегической мудрости, вместе с вестернизацией страны, и сразу нормальный календарь тогда принять! Мы б сейчас не мучались.
По григорианскому же календарю, которым мы в России пользуемся сегодня, Полтавская битва произошла 8 июля. Разница между календарями в 18 веке составляла одиннадцать дней, можете посчитать сами, как 27 июня превращается в 8 июля. Однако, в 20 веке, когда в России принимали «тридцать-второй-ФЗ», разница между календарями была уже 13 дней. И… И… И никто не подумал. И специалистов не спросил. «Святые девяностые», торжество либеральной демократии, что вы хотите.
Официально «День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год)» сейчас установлено отмечать 10 июля. Через два дня после самого события. Нет, мне конечно лестно, ведь я родился аккурат 10 июля (не 1709 года, конечно :-) ), но, во-первых, все всё равно забывают (обидно, да), а во-вторых и главных - историческое соответствие страдает.
Но к чёрту календари, в конце концов, я сам забыл дату, вернёмся к событию.
Военно-историческую подоплёку, полагаю, напоминать не надо. К 1709 году шведский король Карл XII доломал русского союзника, саксонского курфюрста и по совместительству польского короля Августа Сильного (по-польски он Август Мощный, кстати, привет King Augustus, наследие internetwars помнит), и переключил своё личное внимание на Россию. (После Нарвского разгрома, когда русскую армию стёрли в порошок, у Карла были такие настроения - русские десять лет откусывают по маленькому кусочку шведских территорий в Прибалтике? Ой, да бог с ними, ща устроим Ржечи Посполитой второй Потоп, а потом так вломим русским, что всё вернём и ещё добавим). И вот момент настал, Карл занялся Россией. Да так занялся, что украинский гетман Мазепа, пожилой и умудрённый жизнью интриган, вспомнил, что «вовремя предать - значит предвидеть». И предал. А тут Карл, пробиваясь на Москву через Смоленск внезапно понял, что катку в одиночку не вытащит, и повернул к внезапному союзнику на юг, на Украину. Приперся под Полтаву и осадил её. К нему тут же подошёл Пётр с армией и заблокировал. Шведы, хоть и в меньшинстве, понадеялись на скилл (а он у них был реально прокачан, со времён Густава-II-Адольфа), Карл к успеху шёл… не фортануло.
А теперь - к культурному наследию. Которое и является нашей сегодняшней темой.
Если вы хоть немного увлекаетесь историей (не музыкой! :-) ), наверное вы слышали о такой шведской группе Sabaton («Чобот», как я их называю, :-) Потому что "сабатон" - латный ботинок рыцарского доспеха). Эдакий посконный пауэр-металл, стандартный и унылый до ужаса. Берут они только темами для песен. А темы исключительно военно-исторические. По сути, любое великое сражение, война, событие - ба! Сабатоны и об этом спели. Не являюсь их любителем и даже просто интересантом, для меня они, по сути, существуют только в одной песне. Естественно, в «Night Witches». Пропеть «588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк» не каждый швед сможет.
И вот мне стало интересно, при всей их любви к военно-исторической тематике, при шведском происхождении и ещё раз любви конкретно к шведскому военно-историческому наследию («Лев Севера», Густав-II-Адольф, куда без тебя) - как там у них с Полтавой?
Шведские историки-то понятно, факт Полтавы отрицать не могут, но выдумывают, типа, «шведская армия разбила русский фланг, но... и если бы да кабы, то росли б в ... грибы». А как в культуре, в «сабатоновских» песенках?
Вы знаете, к их чести - есть. И достойно есть.
Альбом «Carolus Rex», 2012 года. Который, не смотря на название, не столько про Карла №12, сколько про Густава-II-Адольфа. (Про шведов и Прагу в 1648 году - тоже там). И «Полтава», несмотря на печальный для шведов результат, там имеется. О видеоряде позже, а сама песня вот:
Если вы просто послушали - можете теперь и пересмотреть. Ведь видеоряд к этой иллюстрации - российский фильм «Слуга государев», 2007 года.
Дурацкий фильм, если честно. И лучшее, что в нём есть - та самая Полтавская битва. Пусть не такая масштабная и не такая дорогая, как хотелось бы, но… Другой Полтавской битвы в современном кинематографе у меня для вас нет. А лучший момент этого эпизода - уже финал Полтавы, когда, сообразно всем правилам «войны в кружевах», русские и шведы вывели всю пехоту в чисто поле, выстроили её стройными рядами - и айда.
Ну, реально то, русские, чтоб закрепить успех, быстро-быстро выводили пехоту из своего укреплённого лагеря, шведы поняли - это их последний шанс, и быстро-быстро атаковали. Но не смогли, русские перешли в контратаку и… «ура, мы ломим». И всё это быстро-быстро. Киношных «замираний», строй против строя, с паузой, и расшаркиваниями а-ля Фонтенуа, естественно, не было. Тут бы к кино подошла знаменитая сцена из «Барри Линдона», только стрелять и двигаться навстречу должны были б обе стороны.
Великая «Шведская ярость» - быстро дать два залпа, второй - чуть уже не в упор - и броситься в рукопашную. Да не просто в рукопашную, а, как тогда у нас называли, «на шведский манир». Ружьё с примкнутым штыком в левой руке, шпага или тесак - в правой руке. И кромсай! Удобно, эффективно, действенно? Кто знает. Но психологически эдакий косплей викингов с их берсерками действовал отлично, и шведская пехота рвала противников, как тузик грелку. В нашем фильме, кстати, есть и эпизод с «шведским маниром». Всего пару секунд, но как красиво. Наверно эти две секунды - лучшие в этом полуторачасовом фильме.
В реальности русская пехота, свежая, рекрутская, без корпоративных традиций, на сближении выдержала великолепные шведские залпы, не рассыпалась, не потеряла строя и управляемости, и сама дала залп так, что шведский «переход в рукопашную» стал бессмысленен, выкосив атакующие ряды. И пошла в рукопашную сама.
Предатель Мазепа как бы намекает - тикай до хаты, тоби ... звизда!
Дальше - дело техники, казнокрад Меншиков атакует с кавалерией, а группа Sabaton поёт про «дни идут, солдат устал». Шведы отступают, а на следующий день сдаются. (Сам Карл, конечно, не сдался. Релоцировался в Турцию, просидел там четыре года в турецкой Молдавии, потом вернулся в Швецию, и, даже не заезжая в столицу, поехал в датскую Норвегию, снова бить уже некогда побитых им датчан. Где и словил головой пулю).
Карл довыёживался. Хоть и облысел, но ему было всего 36 лет.
Наполеон как-то невзначай признался, что большие батальоны рулят. Ещё бы - он умел раздёргать противника по частям и бить его своим собранным большим кулаком. Будь ты семи пядей в своём тактическом лбу, но если ты стратегически привёл на поле боя вдвое меньше людей - ты проиграешь. Карл был профессиональный тактик, шведская армия была великолепна. Но Пётр был стратег. И сумел привести больше людей под Полтаву. И теперь Балтика снова наша.