Як-1. Зимний солдат

Dec 28, 2023 20:50

У нас же зима? Надо что-нибудь на зимнюю тему. Например, про самолёты в зимней окраске. Или про самолёты, которые «должны быть» в зимней окраске.




Среди узкого круга ограниченных лиц... нет, не так. Среди ограниченного круга узких лиц... тоже не так. Короче говоря, в околоисторическо-военно-технической тусовочке принято ругать ту реставрацию, которую устроил энгельсский 356-й АРЗ (спец по вертолётам) единственному сохранившемуся со времён войны истребителю Як-1б, что стоит в саратовском Музее боевой и трудовой славы, на Соколовой горе.




Нет, их претензий на тему «зашкурили и залакировали» я касаться не буду, но вот претензии к «неправильной окраске»... Это другое.




Претензии в этих не/далёких (от нас) «кругах» такие. Дескать, самолёт колхозник Ферапонт Головатый передал Красной Армии зимой 1942/43 года, на фото из газеты он, самолёт, а не колхозник, весь белый, с красной дарственной надписью (вероятно красной, снимок-то чёрно-белый). А, типа, в деревне, глуши, Саратове, самолёт отреставрировали в зелёно-черном летнем камуфляже, дураки, вот в Москве бы в девяностые его в Америку продали бы, пардон, нормально отреставрировали бы. (Кстати, закабалённый советской властью колхозник-пасечник Ф.Головатый, на непосильно нажитое от продажи мёда, купил для ВВС РККА дЖва самолёта. Это дважды по сто тысяч рублей, на секундочку. И второй самолёт, тоже сохранившийся, Як-3, таки попал в Америку. Да, потом вернулся в Россию, но уже в частный музей).




Но вернёмся к якобы «неправильной» окраске. Да, той самой тяжёлой военной зимой 1942/43 года самолёт, при передаче в войска, был выкрашен в белый. Сразу, заводским способом.




Тут надо пояснить, что у нас «перекрашивали» сезонные камуфляжи вообще редко. Не было острой необходимости. Ведь наша истребительная авиация всю войну почти полностью была «деревянная». «Деревянный» самолёт, конечно, дешевле, и делать его можно хоть на бывшем заводе по выпуску комбайнов (привет саратовскому авиазаводу №292, головному заводу по «Як-1»). Но вот «боевая и климатическая» устойчивость, да к любым повреждениям устойчивость, у такой летающей конструкции времён Первой Мировой из металлических труб каркаса, фанерной обшивки и перкалевой обтяжки - так себе. На дырку в дюрале можно приклепать заплатку, мятину и коробление дюраля можно выправить кияночкой. А вот что делать с фанерой, обтянутой пролаченной тканью? Которая раскрошилась, растрепалась, разщербилась, пошла трещинами, лопинами и расслоениями? Тут накладочками, заплаточками и заклёпоками вопрос не решить. Потому вопрос перекраски с «летнего зелёно-чёрного» на «зимний белый» а потом обратно, чаще всего просто не стоял - самолёты столько не жили. Не потому что их сбивали. Потому что изнашивались быстрее металлических. Но, конечно, бывали нередкие исключения.




Снова вернёмся к основной теме. Да, дарственный Як-1б был белый не от извёстки, намазанной поверх базовой зелёной окраски, а сразу белый. Но самолёт умудрился пережить и зиму, и весну, и лето. Может быть потому, что сразу стал «командирским» - самолёт был персонально подарен майору Борису Ерёмину, который на тот момент уже был командиром 31-го гиап 8-й воздушной армии. Воевавшей под Сталинградом. (Естественно, этот, одаренный пасечником, лётчик Б.Ерёмин - земляк, саратовский, 1913 года рождения, чуть не с Хасана воевавший. О личном счёте сбитых рассуждать не буду, то такое. Но он есть).




Командирский самолёт дотянул до лета, успел получить стандартную «летнюю зелёно-черную» окраску - и только потом был списан по износу. Но, будучи дарственным, пропагандистски значимым, не был отправлен в утиль. Самолёт вернули в Саратов. И выставили на всеобщее обозрение. В 1944 году. Именно в той ненавистной «узким кругам ограниченных людей» «неправильной» окраске.




После самолёт попал в музей. В котором вы можете на него посмотреть и сейчас.




PS
[Spoiler (click to open)]Отдельное спасибо моему сообществу в Телеграм. Без вашего дружеского одобрения это графоманское словоблудие не увидило бы свет, и не осталось телеграм-эксклюзивом :-)

саратов/энгельс, авиация, история, военное, музеи, Як-1, видел сам, заметки

Previous post Next post
Up