«Линкор трёх господ»

May 16, 2023 15:10

«Линкор трёх господ». Латиноамериканский сериал, восточные страсти и нордическая суровость.

Ситуация, когда военный корабль за свою службу несколько раз меняет хозяев вовсе не редкость. И дело не в том, что его захватывают и он становится трофеем. Корабль вещь такая, специфическая, не каждый может его себе построить, но многие хотят (и могут) его купить. Правда, не всегда могут купить новый. И такой подход, с покупкой, иногда оборачивается тем, что из-за войны на тебя накладывают всякие эмбарго и санкции, и нормально купить ты не можешь ничего. Но о такой истории, истории XIX века, естественно - в другой раз. А сейчас речь пойдёт о начале XX века. О Южной Америке и не только.





Что мы знаем о Южной Америке? Что однажды Леонид Ильич принял в Кремле посла Уругвая за посла Парагвая, что не ту страну назвали Гондурасом, и что в Бразилии много диких обезьян. Что там постоянно какие-то диктаторы свергают других диктаторов, чтобы, в свою очередь, быть свергнутыми следующими диктаторами. На фоне чего, то тут, то там, идут гражданские войны. Ну а чем ещё себя занять, когда вокруг тепло, светло и мухи цеце не кусают? Ещё мы знаем, что ради демократии (ну и немного ради Юнайтед Фрут Компани), США туда регулярно то морпехов зашлют, то линкоры отправят, то ещё что-нибудь весёлое вытворят.

Кроме того, страны Южной Америки ещё и между собой регулярно собачились. То отжимая друг у друга залежи гуано, то не поделив какую-нибудь провинцию, то просто от скуки. Что вы хотите - испанская ярость, индейская страсть. Ну а когда южноамериканские государства не собачились явным военным образом, то устраивали «мирную» гонку вооружений. В том числе и морскую. В начале XX века сначала Аргентина с Чили устроили себе «дредноутную гонку», потом и Бразилия подтянулась.



Чилийцы в парадной форме верны заветам учителей.

Подробно «кто, что у кого заказал» мы рассматривать не будем, перескочим сразу пару ступенек. Вот, к 1910 году, уже два дредноута англичане бразильцам сделали, те всё оплатили, в строй ввели, и радовались как дети, новым игрушкам. А с третьим кораблём вышла заминка.



Бразильский «Минас-Жерайс». Построен в 1908 году, введён в строй в 1910-м, официально выведен из состава флота аж в 1952-м. Водоизмещение, если кругло, двадцать тысяч тонн, плюс-минус как у самого «Дредноута», а артиллерии главного калибра и поболе будет - двенадцать двенадцатидюймовок в шести двухорудийных башнях.

Третий однотипный корабль, с зарезервированным названием «Рио-де-Жанейро», заложили в 1910-м. Потом бразильцы резко передумали, строительство стопанули, и решили сделать и корабль покруче, и пушки побольше. В четырнадцать дюймов. Потом в Бразилии «сменилось начальство», прежнего морского министра «ушли», а новый захотел вернуться к прежнему калибру. Денег, видать, жалко было, ведь ломилась цена в три миллиона фунтов стерлингов. Сколько это в тогдашних бразильских реисах - страшно представить. А тут ещё и возникли голоса - а чего мелочиться, давайте забабахаем шестнадцатидюймовки, будем круче гринго! Но тогда надо было бы строить совсем другой корабль, за совсем другие деньги - без кардинальных изменений такое увеличение калибра в этот проект «не помещалось». Ну а делать корабль слабее, или хотя бы таким же, как парочка готовых кораблей типа «Минас-Жерайс», никто уже не хотел.

В итоге сошлись на четырнадцати двенадцатидюймовых орудиях главного калибра, размещённых в семи (!) двухорудийных башнях. По числу этих самых башен корабль вышел уникальным, единственным и неповторимым - ни до, ни после, на дредноутах столько башен главного калибра никто не делал.

Денег бразильцам, всё же, удалось сэкономить - линкор стоил «всего» 2.675.000 фунтов стерлингов. Но это был ещё не конец истории и даже не конец бразильским метаниям.



Вот он, достраивающийся продукт «бразильских метаний». Правда, уже давно не «Рио-де-Жанейро».

В итоге, «Рио-де-Жанейро» в сентябре 1911 года заложили, аж с четвёртой попытки, и начали, наконец, строить. Как говорил Чебурашка - мы строили, строили, и наконец, построили. Но нет. В середине 1912 года бразильцы опять передумали. К тому времени в актуальные для дредноутов начал выходить четырнадцатидюймовый калибр. (Сохранившийся до наших дней американский линкор «Техас», спущенный на воду в 1912 году, нёс десять четырнадцатидюймовок, и в паре с однотипным «Нью-Йорком», был чуть ли не самым «крутым» дредноутом в мире на тот момент). Бразильцы принялись усиленно кусать локти, а заодно и думать, кому бы спихнуть свой недостроенный линкор.

Как ни странно, желающие перекупить линкор нашлись в изрядном количестве. Впрочем, чего удивляться - на дворе середина 1912 года. В Ливии уже идёт Итало-Турецкая война, ещё чуть - и начнётся Первая Балканская война. А за ней Вторая Балканская, а потом опять Первая, но уже Мировая. Короче, люди развлекаются как могут, и лишний дредноут, даже такой экзотический, в хозяйстве пригодится.

Желающих купить бразильский недострой оказалось четверо - Россия, Греция, Италия и Турция. Но Россия, почесав в затылке, и решив, что нафиг ей такое счастье, да ещё и за такие деньги, от покупки отказалась. (А получилось бы прикольно - купить дредноут у союзных по Антанте англичан в долгосрочный кредит, устроить ВОСР, отказаться платить царские долги - и получить на Чёрном море такое чудо-юдо. Впрочем, как раз на Чёрном море это чудо-юдо едва не оказалось).

Италию от покупки «бортанула» Франция. Италия, напомню, тогда входила в Тройственный союз и была противником Антанты. И потому лишний дредноут у Италии французам не улыбался. Как не особо был нужен французам и новый дредноут у Турции. (Потом, конечно, Италия перебежит на сторону Антанты, но итальянцы как союзники в XX веке - это как союзники-румыны в XX веке. Таких лучше врагу сбагрить). Плюс, французы поддерживали Грецию, как противовес (противовесик, точнее) той же Италии и Турции. Потому греки пообещали за недостроенный линкор денег побольше, потому как французское государство обещало докинуть им деньжат, но… Но пока суть да дело, пока ещё королевская Греция и Французская республика скребли по сусекам, подсуетились турки. Которые заняли денег у… частных французских инвесторов. (Капитализм, счастье, зашибись).



Достраивающийся «Султан Сулейман I» дымит по-чёрному.

Бразильцам досталось 1,2 миллиона фунтов, англичане на достройку выцыганили еще 2,34 миллиона. (С исходной суммой в 2,675 миллиона за корабль заметно не сходится, да. Ну так капитализм же, счастье же, кто ж продаст без хорошей прибыли?).

С новым владельцем дредноут получил и новое название - «Султан Сулейман I». Турки исправно деньги платили, англичане исправно корабль строили. В июне 1914 года дредноут начал испытания, в Англию уже прибыла турецкая команда, чтобы по графику, в августе 1914-го, корабль забрать и перевести в Турцию. Но тут… бац! «Войны никто не хотел, война была неизбежна».

Османская империя на тот момент в войну ещё не вступила, но англичане (которых настойчиво «попросила» Россия), готовый и уже оплаченный турецкий корабль реквизировали в свою пользу. Заодно, англичане отжали у Османской империи ещё и линкор «Решад V», который с нуля построили в Англии по турецкому заказу 1911 года.
(Кстати, почти достроенный для Чили линкор «Альмиранте Латорре» англичане тогда честно выкупили. А после войны обратно чилийцам продали).



Слева - бывший «Решад V», в центре - бывший «Султан Осман I», оба уже под британским флагом.

За такие дела Российская империя, конечно, сказала Великобритании спасибо, а вот Османская империя хамство в душе затаила. Ну а немцы, заинтересованные в перетягивании турок на свою сторону, предоставили компенсацию. В августе 1914 года уже воюющие немцы смогли под носом у англичан провести в пока ещё нейтральную Турцию линейный крейсер «Гебен» и лёгкий крейсер «Бреслау». Которые потом российскому Черноморскому флоту много крови попортили. (Формально эти немецкие корабли стали турецкими, им даже названия на турецкие поменяли, но команда и командование остались немецкими. И более того, немецкий адмирал Вильгельм Сушон стал командующим османским флотом).

Ну а бразильско-турецкий «Осман-ибн-Рио-де-Жанейро» стал английским.

Для начала, англичане опять поменяли дредноуту название. И сделали это, прямо скажем, не слишком политкорректно. Да, во всех флотах есть традиция - называть новые корабли в честь прежних, особенно в честь кораблей прославившихся. Новое имя было заслуженным, с революционно-наполеоновских войн уже четвёртым или пятым по счёту, но… Но стоило ли в тот момент, когда новая война стучит в дверь, когда Франция в ней - главный союзник, давать кораблю имя Agincourt - сиречь «Азенкур»? (Впрочем, в честь какого сражения Столетней войны ни назови - французам всегда будет обидно). Кстати, второй реквизированный у турок линкор назвали Erin - в честь Ирландии. Ну и, к чести англичан надо признать, что в названиях они не слишком нос задирали, могли корабль и «Брюс», и «Уильям Уоллес» назвать.



Корабль Его Величества «Азенкур». Количество башен впечатляет.

И, в добивочку, о названиях. Это по-французски - Azincourt. По-английски же - Agincourt. Правоверные англоманы и маринисты вольны ломать свой язык, выговаривая «Эджинкорт», я же, русский человек, буду говорить по-русски - «Азенкур», и точка. Тут, кстати, есть ещё и байка, связанная с названием. Дескать, английские моряки, которых на новый, внеплановый, корабль набрали с бору по сосенке, подивившись на его чудное многобашенное устройство и, по слухам, роскошное внутреннее убранство (восточная роскошь, чёрт возьми!), прозвали дредноут «Дворец джинна», разбив название на «A-gin-court». (Не то, чтобы «court» это «дворец», это, скорее, «суд», но кто там в их моряцких ассоциациях чего понимает). Заодно есть байка, что башни главного калибра, официально, как и положено на всех кораблях, именуемые «A», «B», «C» и так далее, прозвали по дням недели. Благо, количество аккурат совпадает.



Линкор трёх господ.

Необычный линкор попытались хоть как-то привести к английским военно-морским стандартам и с сентября 1914 года пустили в дело. Правда, ничем особенным он не прославился. Может быть, в южноамериканских флотах он и был бы величиной, но среди европейских монстров оказался не особо полезен. Да, «Азенкур» принимал участие в знаменитом Ютландском сражении. Да, и сам не утоп, и в кого-то стрелял, и, может быть даже, в кого-то попал. Но вяленько так.

После войны бестолковый линкор попытались всучить Бразилии, но там сказали твёрдое «нет». Мол, возитесь с этим чудом инженерной мысли теперь сами.




Куда приткнуть устаревший, слабый и несуразный линкор так и не придумали, и в 1921 году, после всего семи лет службы, он отправился на слом.

история, корабли, заметки

Previous post Next post
Up