Военно-исторический парк вооружения и военной техники «Патриот», г.Энгельс. ГМ-569
Любое увеличение экспозиции музея или открытого парка это всегда хорошо. Хорошо, когда какая-то техника сохраняется «на память», а не идёт в утиль. Конечно, лучше всего хранить такое в музее. И лучше всего такое хранить максимально комплектное и аутентичное. Но, когда удаётся просто избежать переплавки, уже неплохо.
Это в полной мере касается относительно недавнего и довольно неожиданного приобретения энгельсского Парка Патриот.
Как я уже сказал, экспонат «не вполне» комплектный. А, если честно, то голое шасси вообще без ничего. Но интересное. Это, наверное, самый «свежий» экспонат Парка. И, в каком то смысле, уникальный. Не буду утверждать, что «нигде такого нет», но подобного, пусть оно у нас и полуразобранное, я не углядел ни в ЦМВС, ни у Задорожного, ни в петербургском артиллерийском музее. (Но судя по фоткам в интернете, где-то оно точно есть, и во вполне комплектном состоянии).
Как видите, корпус есть, гусеницы есть (двигателя, как и внутренней начинки, наверняка, нет, но кому какое дело?). Даже фары под грозно нахмуренными «бровями» есть, не разбили и не раскурочили пока. А вот «основной нагрузки», что это шасси тащило «на горбу», нет.
Я, конечно, тот ещё «знаток», но рискну заявить, что перед нами ГМ-569, шасси для различных самоходных установок. («ГМ», как незамысловато расшифровывают, «гусеничная машина»). Шасси установки из состава зенитного ракетного комплекса «Бук-М1» в частности.
Прям в глаза бросается, сколько всего с корпуса поотвинтили и посрезали, оставив только места крепления.
Для чего служило именно это шасси, утверждать не возьмусь. Может это была пуско-заряжающая установка, какая-нибудь 9А39М1, способная как стрелять по внешнему указанию, так и заряжать себя и другие установки. А может это была самоходная огневая установка 9А310М1. (Это явно не станция обнаружения 9С18М1 и не командный пункт 9С470М1 - у них шасси то же, но корпуса другие). Лично мне кажется, по форме корпуса, что это, всё-таки, ПЗУ - пуско-заряжающая установка от ЗРК «Бук-М1».
Более определённо сказать затруднительно - ведь «на спине» у машины ничего нет. Крыша МТО ещё так-сяк, а вот там, где должна была располагаться «боевая часть» всё печально.
Правда, есть одно «но». У установленного здесь же, в Парке, ЗРК 9К33 «Оса», точнее, его шасси, «дыра», оставшаяся после демонтажа «боевого модуля», просто закрыта унылым металлическим листом, наваренным кое-как. А тут целая конструкция, пусть со сквозной язвенной коррозией, но с «отражательным щитком» и прочими излишествами. Для чего эти «сложности» при отсутствии ракетной установки - не ясно. Может эта машина была учебной, мехводы тренировались? Кто его знает.
Тут ещё интересно обратить внимание на ходовую часть. Катки более-менее такие, как устанавливались на все советские/российские самоходные установки, зенитные и не только. Но и с левого борта, и с правого, есть по одному катку, отличающемуся от соседей. (Слева четвёртый, справа пятый). Все гладкие - а эти с «профилировкой». Собственно, и тот и другой тип на разных музейных установках я и сам видел. На фотографиях «Буков» встречаются машины и с такими и с другими катками. Встречается и со «смесью».
Впрочем, сами катки ничем не примечательны. Как и ведущие колёса. Разве что стоит обратить внимание на забавность - на крышке левого ведущего колеса остался всего один болт из восьми (видать, кому-то они очень нужны были в хозяйстве). У правого же вовсе крышку военно-морским способом потеряли и наварили вместо неё кусок листа. Это хорошо видно на снимках левого и правого борта. Но примечательной мне показалась форма направляющего колеса. Такую я видел разве что у машины из состава ЗРК 9К330 «Тор», что стоит в петербургском артиллерийском музее.
А теперь к традиционной для военной техники теме - к серийным номерам. На «лбу» имеется планка, на которой указаны аж три номера. «Изделие №» - тут, правда, нет вообще ничего. «Шасси №» - но что значат эти цифры и буквы мне неведомо. Ну и «Корпус №». И этот номер можно понять и «расшифровать». Буквально полгода назад на результаты этой расшифровки никто и внимания бы не обратил, а теперь… На сколько я понимаю, корпус изготовлен в августе 1992 года на Мариупольском заводе имени Ильича. [Spoiler (click to open)]
Любопытный экспонат. Очень жаль, что сильно некомплектный, что самого интересного у него нет. Но хоть так. Пусть будет.